Марк Самуилович Фельдман, председатель постоянной комиссии по бюджетной, налоговой и финансовой политике комментирует итоги заседания комиссии, состоявшейся 8 декабря 2014 года:
- Насыщенная бюджетная программа в городской Думе: сегодня состоялось заседание бюджетной комиссии, 9 декабря пройдут публичные слушания по проекту бюджета города на 2015 год, в четверг, 11 декабря, - совместное заседание всех постоянных комиссий, а 17 декабря – последнее в этом году заседание городской Думы.
Сегодня на заседании депутаты вместе с руководителями администрации города подробно рассмотрели шесть вопросов повестки дня. Во-первых, мы обсудили корректировку текущего бюджета на 2014 год. Обращаю внимание, что некоторое сокращение расходов касается тех программ, которые не были актуализированы, также предложено утвердить перераспределение расходных статей. Подчеркну, что все социальные обязательства, которые город брал на себя в 2014 году, выполнялись, выполняются и будут выполняться.
Обсуждение проекта бюджета города на 2015 год идет в Думе не первый месяц. Все постоянные комиссии выработали свои замечания и поправки относительно проекта, решения комиссий направлены администрации города на рассмотрение. Я бы назвал проект бюджета города на 2015 год бюджетом жестких реалий. Несмотря на то, что более 60% расходов бюджета составят затраты на сферу образования, все-таки у депутатов есть некая неудовлетворенность и обеспокоенность, связанная со сферой образования в части выплат учительских зарплат в полном объеме. (Напомню, с осени мы поднимали этот вопрос на заседаниях комиссий, хотя учительские зарплаты поступают в городской бюджет в виде субвенций из областного бюджета). Тем не менее, депутаты тесно взаимодействуют с бюджетными учреждениями на своих округах, поэтому получают информацию из первых рук – от педагогических коллективов школ, детских садов. Ситуацию эту депутаты мониторят постоянно, и она будет находиться в зоне нашего внимания.
Отдельный вопрос – о возможной эмиссии ценных бумаг в виде облигационного займа – уже обсуждался депутатами в начале этого года и не нашел поддержки у депутатского корпуса. Сегодня этот вопрос выглядит более сложным. Мы все отчетливо видим сложности в экономике мировой, становой, региональной и муниципальной. Вопрос об эмиссии ценных бумаг, сформулированный администрацией города, по-видимому, будет вынесен на рассмотрение депутатов 17 декабря, однако мнение профильной комиссии остается неизменным – это несвоевременный шаг. Мы предлагаем вернуться к вопросу облигационного займа не ранее конца первого квартала 2015 года, когда определятся результаты уходящего года, и станут понятными тренды будущего года, когда они будут номинированы реальными цифрами.
Я считаю, что жить нужно по возможностям. Когда каждый из нас планирует свой семейный бюджет, то исходит из реалий: есть 100 рублей зарплаты, 99 из которых идет на насущные хозяйственные затраты, а есть копеечка – это бюджет развития. При этом, город, как и любой гражданин, располагает возможностью привлечь, одолжить средства, взять кредит, ссуду в банке. Кстати, город пока не очень активно работает над привлечением бюджетных ссуд, процентная ставка которых несравнимо мала по сравнению с процентами в коммерческих банках (хотя, департамент финансов начинает работу в этом направлении, и мы ждем такой возможности уже в первом квартале 2015 года). Но всегда нужно помнить, что берешь чужое, а отдаешь свое. Именно поэтому у депутатов такое пристальное внимание к заимствованиям в формате облигационного займа. Понимаете, когда мы пользуемся краткосрочными кредитами банков на срок не более года, мы оперативно можем управлять этой ситуацией: если не нужно – не беру, а не беру – не плачу процентов. А займ – это такие бумаги, которые, разместив, будешь, как минимум, вносить 3-4 года проценты. Именно поэтому я поддерживаю коллег-депутатов, которые не ради высокого слова, а по высокому гражданскому сознанию говорят, что не важно, какие фамилии будут у депутатов городской Думы следующего созыва, а важно как будет работать, жить и развиваться город. Мы не хотим оставить детям и внукам финансовые обязательства. Мы хотим оставить после себя профицитный бюджет. Да, пока – это тема, к которой нужно стремиться. Но в этих спорах и родится истина.
Пример таких споров – изменение и уточнение некоторых норм положения о бюджетном процессе. Это только кажется, что идет техническая правка. Нет, депутаты хотят, могут и умеют заниматься формированием муниципальных программ, согласно которым теперь рассчитывается бюджет, да еще в трехлетнем горизонте! Люди нас выбрали, чтобы мы представляли в Думе их интересы, чтобы вникали в бюджетный процесс. Много копий было сломано, но идет очень позитивный процесс: в результате мы выработали решения в интересах горожан.
Сегодня по инициативе коллеги А.Н.Котюсова мы обсудили вопрос о величине муниципальных арендных ставок. В зависимости от географического разброса объектов, ставки муниципальные и коммерческие различаются. На что я обратил внимание коллег: если муниципальные помещения арендуют социально ориентированные структуры, работающие в интересах детей, обездоленных, больных, то мы всемерно будем их поддерживать. Что касается коммерческих структур – субъектов предпринимательства, то мы договорились о том, что буквально в ручном режиме мы проанализируем ситуацию с каждым арендатором, потому что мы видим, что есть ставки, которые в 3-4 раза ниже рыночных цен за аренду. После тщательного изучения ситуации мы будем делать выводы относительно величины арендных ставок.