02.04.2019Участники из 18 городов России и Казахстана посетили «Школу живых городов» в Нижнем Новгороде
С 26 по 30 марта 2019 года в Нижнем Новгороде прошел образовательно-практический интенсив «Школа живых городов». Участниками программы стали 45 человек из 18 городов России и Казахстана. Узнать о новых технологиях «оживления» городского пространства в Нижний Новгород приехали представители из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ульяновска, Ижевска, Твери, Новосибирска, Оренбурга, Перми, Сарова, Выборга, Борисоглебска, Сергиева Посада, Семеновска, Тольятти, Зверева, Альметьевска и даже Алма-Аты (Казахстан). Организаторами школы выступили Общественная палата Нижнего Новгорода и национальная инициатива «Живые города».
Так, глава Сергиева Посада Константин Негурица рассказал участникам школы о том, как в ходе проектирования парка с вовлечением локальных сообществ и экспертов через общественное обсуждение родился стратегический проект развития и продвижения Сергиева Посада как столицы русской игрушки.
«Сергиев Посад участвовал в федеральном конкурсе исторических и малых поселений. Горожане выбирали место для размещения культурного объекта, а потом мы создали экспертные группы, где обсуждали примерный проект и спрашивали у людей, что они хотят. Мы все протоколировали, именно выслушивали предложения, а не обсуждали их. Потом этот багаж передали проектантам, и они с ним работали. У профессиональных проектировщиков пожелания горожан легли на другой уровень осмысления, и в итоге получился очень интересный проект, – рассказал Константин Негурица. – В Сергиеве Посаде был многовековой промысел игрушек, порядка 200-300 лет, и мы поняли, что игрушка – это серьезно, это не сопутствующая вещь, а то, на чем вырастают наши дети. Исходя из этого, мы стали думать о развитии тематического туризма и решили, что наш город можно сделать городом выходного дня для Москвы, развивать семейный туризм. А все началось с проекта благоустройства, который обсуждался с жителями: они дали идею, и появился продукт нового качества».
По словам руководителя специальных программ Совета муниципальных образований Пермского края Елены Ждановой, ее заинтересовали наработки и практика Нижнего Новгорода в применении общественного участия в обсуждении городских проектов.
«Осознанное, осмысленное, очень хорошо сформулированное общественное обсуждение является преимуществом в развитии территории. Я думаю, что в ситуации конкуренции между регионами у Нижнего Новгорода есть преимущество именно благодаря привлечению общественности к решению городских проблем», – считает она.
«Пермский край – активная территория, у нас есть инициативное бюджетирование, и территориальное общественное самоуправление очень активно развивается, но такой подход, как ответственность за город, за свою территорию, мы только учимся использовать. Ситуация общественного участия в жизни территории, гибкий подход к развитию в условиях быстроменяющегося времени – все это необходимо сейчас городам России, и мы приехали в Нижний Новгород, чтобы перенять этот опыт», – подытожила Елена Жданова.
Представитель «Живых городов» в Казахстане Надежда Червякова отметила, что, несмотря на разницу в языке, схемы поиска идентичности и «раскапывания» культурных кодов в России и Казахстане абсолютно одинаковые. «У нас огромный общий культурный бэкграунд, который называется «советское прошлое», – отметила она.
По словам Надежды Червяковой, ей очень понравился Нижний Новгород сочетанием историчности и социального содержания.
«Город Нижний Новгород – это древний город, может быть, не такой мощный, как Москва или Санкт-Петербург, не такой имперский и помпезный, но при этом перегруженный историей, очень симпатичный и многослойный», – поделилась она.
«Мне нравится, что Нижний Новгород, как фон, дает такой единообразный контекст, в который добавлено социальное содержание. Это содержание не исключительно нижегородское, но оно связано с историей большой страны. Мне нравится эта открытка Нижнего Новгорода с собственными кейсами, с собственными достижениями, и с содержанием на уровне других историй и технологий, которые город смог притянуть сюда. В «Школе живых городов» получилось найти единство в многообразии», – заключила участница из Казахстана.