01.04.2019«Через работу с символами места – казалось бы, никому не нужными старыми предметами и зданиями – можно менять мир», - Дмитрий Ойнас
Президент делового клуба «Наследие и экономика», вице-президент фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас рассказал участникам «Школы живых городов», как капитализировать символические ресурсы:
«Наследие – ресурс всех смыслах универсальный, потому что включает и материальные, и нематериальные формы, которые так или иначе связаны с жизнедеятельностью человека. Мы называем его наследием, потому что оно осталось в прошлом. Тем не менее, это прошлое дало основу настоящему, и соответственно, связь времен – это не метафора, а часть процесса изменений, которые привели нас к сегодняшнему дню.
Можно вернуться, взять символы наследия и сделать их вновь актуальными. Именно эта актуализация символической составляющей наследия может пересоздавать заново пространство, может менять судьбы людей. Это возможность превращения наследия в актуальные формы, сервисы, услуги, инфраструктуру, в экономику, в социально-экономические модели. Ее просто нужно научиться добывать, эту символическую составляющую.
Мы сейчас пытаемся с коллегами пройти этот первичный путь, показать, что можно через работу с символами места, казалось бы, никому не нужными старыми предметами, зданиями, которые многие не воспринимают всерьез, можно менять мир, менять людей.
Необходимо создавать новые формы, которые заставят символ места работать на современный продукт или вообще создавать самоидентификацию места – город Нижний Новгород, – и через это продвигать и сам продукт, и экономику города, и развивать сам город.
Чем больше таких конструкций будет создано на территории с использованием ресурса наследия, тем серьезнее будет постиндустриальная экономика города. А за ней будущее. Те, кто не включится в освоение таких ресурсов, будут проигрывать этим постиндустриальным формам. Поэтому чем раньше мы научимся это использовать, тем эффективнее и интереснее будет наше ближайшее будущее.
Преобразовывать символы, нематериальную составляющую в конкретный продукт могут любые частные общественные и коммерческие организации. Если они хотят видеть свою перспективу не только в формате «товар-деньги-товар, если они хотят видеть стратегию развития, они должны включаться в новое моделирование.
Все, кто готов осваивать эту технологию, должны находить способ обучаться этому. В России по ней реализуется огромное количество проектов. Меняются целые города и даже регионы.
Наследие, может, пока не осмысливаться как решающий фактор, но только до тех пор, пока не начнется эта индустрия преобразований, и оно не превратится в основную часть технологии жизни».
Справка:
Дмитрий Ойнас – историк, ландшафтный архитектор. Эксперт в области социокультурного проектирования, творческих индустрий, культурного туризма, событийного менеджмента, маркетинга культурных продуктов. Президент делового клуба «Наследие и экономика», вице-президент фонда «Возрождение русской усадьбы», директор проектов АНО «Коломенский посад». Автор более 150 статей и книг по истории, археологии, архитектуре, истории и культуре усадеб и парков. Автор и организатор более 200 проектов (в т.ч. 48 исторических усадебных комплексов) по включению объектов наследия и исторических территорий в экономический оборот в различных регионах России и мира (Франция, Голландия, Германия, Дания, Великобритания).