25 октября исполнилось ровно 2 года с тех пор, как Олег Валентинович Сорокин на заседании Городской думы был избран главой Нижнего Новгорода. Накануне этой важной даты он рассказал нашему корреспонденту об основных итогах работы на этом ответственном посту.
- Олег Валентинович, что на Ваш взгляд стало самым главным достижением за этот период?
- Самое главное, что тот курс, о котором мы с администрацией города заявили 2 года назад, выдерживается. Как и было обещано, в Нижнем Новгороде не появилось ни одной новой конфликтной стройки, мы покончили с порочной практикой точечной застройки в центре города. Мы очень бережно относимся к паркам и скверам – за 2 года не было ни одной попытки начать стройку в «зеленых зонах», не посоветовавшись с горожанами. Огромный прорыв мы сделали в плане строительства детских садов – в этом году мы открыли шесть детских дошкольных учреждений, из них три были построены с нуля.
Мы всерьез взялись за недобросовестных застройщиков. Я думаю, все помнят, как несколько лет назад в центре города горели деревянные дома – зачастую вместе с жителями. По этому вопросу мы заняли жесткую позицию и объявили ее застройщикам – если хоть по одному факту будет установлена вина, такому предпринимателю мы не дадим нормально работать на нижегородской земле.
- Как будет меняться стратегия развития города?
- В этом вопросе моя позиция неизменна – город должен развиваться крупными территориями, прирастать большими цивилизованными микрорайонами, где будет все и сразу для нормальной комфортной жизни: детские сады, школы, магазины, парковки, транспортные развязки.
В центре города должны быть музеи, гостиницы, жилые дома. Мы сознательно ограничиваем строительство деловых и административных зданий в центральной части. Бизнес-центры должны располагаться на территориях, где будет нормальная транспортная развязка: в старом Канавино, на площади Сенной.
В этом году мы всерьез взялись за строительство набережных. Мы считаем себя волжанами, а реально ни Оки, ни Волги не видим. У нас, кроме Кремля и Верхне-Волжской набережной, нет ни одной нормальной смотровой площадки. Сегодня наша задача – развернуть город к реке: обустроить существующие набережные, построить новые, сделать берегоукрепление левого берега Оки и возвести там новые жилые массивы и дорогу-дублер проспекта Ленина.
Ключевой проект, на который мы возлагаем особые надежды – стадион на Стрелке. Это должно быть не просто место проведения спортивных соревнований – это будет новый досуговый центр, где будут проходить городские праздники, фестивали, куда будет удобно добираться на общественном транспорте.
Нижневолжская набережная тоже будет меняться – она будет продлена до Гребного канала. Парк Победы, который находится там же, уже начали приводить в порядок. Следующим проектом будет «Город мастеров». Он расположится поблизости от Печерского монастыря. Народные умельцы, которых у нас очень много, смогут поделиться плодами своего труда – это будет выгодно им, интересно жителям и гостям города.
- Олег Валентинович, почему именно к градостроительной политике у Вас особое отношение?
Потому что ошибки, совершенные в этом направлении исправить практически невозможно. Они не только портят жизнь нашим современникам, но и остаются в наследство будущим поколениям горожан. Мы все с вами видим, что градостроительная политика последних десятилетий привела к тому, что проехать в центре города практически невозможно. К сожалению, только в редких случаях мы можем расширить проезжую часть дорог – например, это получилось сделать на улице Горького. В целом переломить ситуацию способны только масштабные и очень дорогостоящие проекты: метро, новые транспортные развязки, дороги и подземные парковки. Примером того, что делается в этом направлении, может служить площадь Лядова– огромная современная развязка отчасти поможет решить проблему автомобильных пробок в верхней части города. Пуск станции метро «Горьковская» позволит многим нижегородцам отказаться от автомобилей и пересесть на метро – это также будет способствовать разгрузке наших дорог.
- Почему в центре Нижнего Новгорода так мало подземных парковок?
- Строить подземные парковки на бюджетные деньги – очень дорогое удовольствие. Это дороже, чем ФОК. И сейчас городские власти вынуждены выбирать – что больше нужно горожанам: ФОКи или паркинги. Пока мы считаем, что ФОКи важнее, потому ими могут пользоваться большее количество нижегородцев, а паркингами – только автомобилисты. Но мы обязательно придем к тому, чтобы решить эту проблемы. Ближайший пример – на Градостроительном совете уже рассматривался проект реконструкции жилого массива в районе улицы Горького – там предполагается строительство многоуровневой подземной парковки на 900 мест.
- Какие еще задачи Вы ставите перед собой и в целом городской властью на будущий год?
- Кроме огромной работы по расселению ветхого фонда, на 2013 год поставлена задача по реорганизации общественного транспорта. Мы должны создать условия, чтобы перевозчики купили новые автобусы. Невозможно возить горожан на ржавых развалюхах, как это делается сейчас. Я уверен, если общественный транспорт станет безопаснее и комфортнее, многие горожане пересядут со своих автомобилей на автобусы, маршрутки и трамваи. Так принято во всех цивилизованных европейских городах. Но чтобы это произошло, естественно, необходимо поднять качество обслуживания.
- Олег Валентинович, как складываются отношения города с федеральной властью?
- Нижний Новгород стал первым и пока единственным городом в Российской Федерации, с которым Министерство обороны заключило соглашение о передаче всего имущественного комплекса. Это стало по-настоящему прорывным решением, которое позволит дать новый импульс развитию городских территорий. Появление в Нижнем Новгороде военного городка на 15 тысяч человек, у которых будет современное жилье и стабильная зарплата – это хорошо потому, что стабильное развитие города напрямую зависит от появления новых рабочих мест.
В этом году впервые за 20 лет город получит из федерального бюджета средства на берегоукрепление, что позволит построить новые набережные. Наш город будет еще красивее.
Думаю, все нижегородцы видят, как меняется Нижний Новгород – и это только начало.