Депутат городской Думы, глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин ответил на главные вопросы о дальнейшем развитии города.
Олег Валентинович, что ждет в 2012 году нижегородцев в целом, и жителей Нижегородского района в частности?
- Все, над чем мы собираемся работать, находится в прочной связке с тем, что уже сделано в городе. Если говорить про сферу городского строительства, то главная цель – повышение конкурентоспособности Нижнего Новгорода. Мы поставили себе задачу находиться в первой тройке городов-лидеров по России постоянно.
Что для этого делаем? Во-первых, увеличиваем бюджет. Прошлый год мы начинали с 19 миллиардов рублей, в ноябре городская казна содержала уже 25 миллиардов, а в итоге, благодаря трем миллиардам, которые перечислило нам областное правительство, к концу года бюджет составил уже 28 миллиардов. Дополнительные деньги носят целевой характер – мы потратим их на дороги, строительство метро и покупку подвижного состава. Все средства идут на развитие города.
На сегодняшний день мы прекрасно понимаем объемы «волнового переселения» - все площадки, на которых расположен ветхий фон, просчитаны, определены места под строительство новых домов. Они расположены в Канавинском, Московском, Советском, Приокском, Автозаводском районах. С этого года мы запускаем волновое переселение уже по факту. Вся подготовительная работа была проделана в 2011. В бюджете 2012 года предусмотрено пилотное строительство первых 300 квартир - это не много, но это и не мало. Я надеюсь, что с помощью областного правительства в 2013 году эти объемы увеличатся в разы.
Еще один важнейший приоритет мы видим в создании новых рабочих мест. Налог на доход физических лиц – главный источник бюджета, и городу выгодно, чтобы нижегородцы хорошо зарабатывали. Когда вчерашний студент со своим дипломом идет работать охранником на платную парковку или в лучшем случае распространителем косметики в городе, который традиционно славен крупнейшими промышленными предприятиями, это не может не беспокоить.
Чтобы переломить ситуацию мы сейчас с правительством области ищем площадки для развития новых промышленных зон. Инвесторы предпочитают строить заводы с нуля. Так поступили и «Либхер», который открыл производство на Московском шоссе, и «Сан-Гобен» в Павловском районе.
Олег Валентинович, как в Нижнем Новгороде будет решаться проблема автомобильных пробок?
- Уже меньше чем через год, 4 ноября, метро придет в верхнюю часть города. Потом метро будем тянуть до площади Сенной - там планируется создание нового делового центра. Реконструкция Окского съезда уже закончена, в ближайших планах расширение Казанского съезда - эта магистраль узкая и неудобная, мы планируем добавить хотя бы еще одну полосу. Это пойдет в комплексе строительства дорожной сети на площади Сенной – важнейшего транспортного узла города.
В этом году мы «развяжем» площадь Лядова, потом площадь Сенную, и у нас нормально и качественно заработают транспортные потоки и по улице Белинского, и по улице Горького, которую мы надеемся открыть в ближайшее время. Плюс к этому будут созданы два транспортных полукольца – это будут хорошие магистрали: дублеры проспектов Ленина и Гагарина. Новые дороги «потащат» за собой строительство берегоукреплений по левому берегу Оки и освоение промзоны от Молитовского моста до Мызинского. Территория там крайне деградированная, но когда мы ее освоим, она будет пригодна в том числе для строительства жилья.
Как будет развиваться центр города?
- Проект планировки центральной части вводит строгие регламентные ограничения по плотности застройки, высотности и функциональному назначению зданий. Особо выделены зоны зеленых насаждений, к которым мы прикасаться не будем. Важный проект сохранения исторического облика города - Рождественская сторона. Улица Рождественская одна из не многих в городе сохранила старорусский купеческий стиль, хочется сделать ее вторым культурным центром. Большая Покровская - улица торговая прогулочная. Рождественская должна нести больше эстетическую нагрузку. Близость к набережной подразумевает, что в едином комплексе должны работать река, старый город, Кремль.
Из исторической части города надо постепенно выводить деловую жизнь, потому что расширить улицы в центре практически невозможно. Плотность бизнеса на территории Нижегородского района превышает все разумные нормы. Простой пример: если 10-этажное здание будет использоваться как офисный центр, там будут работать около тысячи сотрудников, еще тысяча туда будет ежедневно приезжать – итого две тысячи человек; если это будет 10-тысячная торговая площадка, эта цифра увеличится вдвое, то есть получится уже четыре тысячи; а если на том же месте построить жилой дом, то там будет ежедневно находиться 200-300 человек. Поэтому основной акцент в центре города мы будем делать на строительство жилых домов. А чтобы жители могли добраться до рабочего места, нам нужно метро в верхней части города и, естественно, подходы к метромосту.
Если из центра города будет «выдавливаться» деловая жизнь, где тогда строить офисные и административные здания?
- Убежден, что деловых центров в нашем городе должно быть несколько. К этому решению подталкивает географическое положение – Нижний Новгород разделен Окой на верхнюю и нижнюю часть. Чтобы ведение бизнеса было комфортным в любой части города, мы определили следующие зоны для деловых центров. В верхней части это - площадь Сенная, бизнес-центр «Анкудиновка» и территория в Советском районе. В заречной части города это - старое Канавино, Стрелка и площадь Комсомольская. Но мы не будем препятствовать, если и в других районах будут появляться отдельные административные здания.
В заключении хочу напомнить, что и «Москва не сразу строилась». Многое уже сделано и мы все равно придем к тому, что Нижний Новгород станет удивительно приятным и комфортным для проживания.