RSSОфициальный видеоканал городской Думы на YouTubeГородская Дума Нижнего Новгорода в ВКонтакте
Актуальный комментарий

17.02.2016Ожидает ли Нижний «ночь длинных ковшей»

«При рассмотрении исполнения доходной части от деятельности КУГИ и ЗР  нами были выявлены очень серьезные проблемы, связанные с задолженностью муниципальных предприятий»

 

Председатель  комиссии по имуществу и земельным отношениям В.А.Панов рассказал о нелегальной торговле и защите интересов предпринимателей

После прошедшей полторы недели назад в Москве массовой акции по сносу ларьков и павильонов, получившей от журналистов хлесткое, но довольно глупое название «ночь длинных ковшей», невольно задаешься вопросом: что ожидать в Нижнем Новгороде. Это тренд такой или разовое мероприятие? За ответами на эти и другие злободневные вопросы городской жизни «МК в НН» обратился к председателю постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода по имуществу и земельным отношениям, председателю НРО «Опора России» Владимиру Панову.

- Владимир Александрович, как на ваш взгляд, для Нижнего Новгорода есть опасность повторения московской акции?

- У нас не идет речь о том, как это было в Москве, что есть центр города, станции метро со сложной системой коммуникаций, которые нужно освободить от самостроя. Антитеррористическая угроза плюс восстановление исторического облика. Очевидно, что в Москве был некий системный процесс, который очень долго формулировался, обсуждался. Репортажи в новостях – это уже результат сложной, для части предпринимателей неприятной, ситуации.

В Нижегородской области эта проблема имеет так же очень серьезную предысторию. Не первый год обсуждается создание и принятие на уровне Законодательного Собрания «Концепции развития нестационарной торговли» в нашем регионе. Уже не раз предприниматели, имеющие нестационарные торговые объекты (НТО) выходили и на правительство Нижегородской области, и на губернатора Валерия Шанцева, просили либо пересмотреть отдельные части этого документа, либо отложить его принятие. На сегодняшний день эти обращения услышаны и приняты. Концепция не утверждена, но работа над ней продолжается. И она идет совместно с Опорой России и другими общественными организациями.

Есть и другие моменты, которые вызывают беспокойство у владельцев объектов нестационарной торговли. Буквально в конце прошлого года правительство Нижегородской области внесло в Законодательное Собрание проект постановления «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О торговой деятельности». Этот документ вызвал очень серьезные опасения у предпринимателей, так как в нем вводилось ограничение по нестационарной торговле в принципе. Всю ее предполагалось перенести в некие стационарные павильоны, розничные рынки или торговые галереи. При этом обратной реакции от предпринимательского сообщества не предполагалось.

- Думаю, предприниматели такому вообще не обрадовались.   

- Конечно. Одно дело, когда есть концепция развития. В этом присутствует логика: движение навстречу друг другу предпринимателей, потребителей и власти и тем, чтобы сделать взаимодействие удобным и выгодным для всех трех сторон. Наводится порядок и правила игры становятся понятными и цивилизованными для всех участников. Это разумно. Чем прозрачнее и качественнее формат торговли, тем лучше для всех.

Данное изменение не прошло никаких предварительных консультаций. Оно просто появилось. При этом в конце 2015 года мы уже все понимали, в каком состоянии находится экономика. Внезапный запрет уличной торговли ударил бы и по продавцам, и по потребителям.

Уличная торговля существует сейчас в рамках схемы размещения нестационарных объектов (НТО). Исходя их нее, муниципалитет выдает разрешения и заключает договора. Изменение, которое пытались внести, ограничивало  бы право на торговлю даже тем предпринимателям, которые включены в схему НТО и имеют необходимые документы. Как пояснил разработчик законопроекта при подготовке документа была допущена техническая ошибка.

- Постановление не было принято?       

- Сейчас данный проект отозван. Но инициатива по его продвижению сохраняется. Мы работаем с правительством, чтобы не допустить такого, ничем не обоснованного ограничения по работе уличной торговли.

Принятие этого постановления, в отличие от Москвы, привело бы к сносу павильонов не в историческом центре, а повсеместно. К примеру, Вы, в настоящее время можете возвращаясь с работы, зайти по пути к дому купить фруктов или хлеба в ларек, а в соответствии с предложенным проектом постановления, вам бы пришлось идти или ехать в сетевой магазин либо в   какую-то «торговую галерею», которая необязательно будет находится в шаговой доступности от вашего дома.

- Меня, как жителя очень беспокоит большое количество киосков, которые работают явно незаконно. Весной прошлого года я обращалась на комиссию городской думы Нижнего Новгорода с вопросом, на каком основании у нас по всему городу стоят киоски по продаже табака. Представители администрации тогда ответили, что да, это нелегальные объекты торговли, но сделать с ними ничего нельзя, так как у города нет денег.

- Мы это уже проходили с наружной рекламой. Один в один были слова тогдашнего руководителя рекламной службы города: да, незаконно, но денег на снос нет и сделать ничего нельзя. Но мы все-таки проявили настойчивость.

Когда начали наводить порядок на рынке рекламы, принимали новые правила размещения рекламных конструкций, были очень большие опасения, в том числе у рекламного сообщества, что данные правила приведут к усложнению, либо к обременению бизнеса. Но в итоге появился документ, который четко регламентировал все виды рекламных конструкций и правила их размещения. Это оказалось очень комфортно для работы. И участники рынка, и рекламодатели, и муниципалитет сейчас находятся в более прозрачных условиях в части размещения рекламных конструкций.

Например, схема была выведена из полномочий администрации города и передана в ведение городской думы. Теперь любое изменение размещения рекламных мест разрешается только гордумой. Администрация только выносит свои предложения на обсуждение. Появился реестр, в котором можно увидеть те места, которые разрешены. Соответственно, стало понятно, кто и где размещает нелегально. В итоге наведение порядка в рекламе не только принесло в бюджет города существенный доход – сотни млн рублей, но и облегчило жизнь фирмам, работающим с соблюдением закона.

В нестационарной розничной торговле этот процесс так же необходим. Нужно конкретизировать правила игры, навести порядок с точки зрения типов НТО, их внешнего вида. Предприниматели должны понять, что нужно сделать, чтобы получить гарантии долгосрочности своего бизнеса. Федеральный закон разрешает формирование сети НТО в городе. И она необходима. Это малый бизнес, рабочие места, удобство для жителей и дополнительные доходы в бюджет.

- Почему этого нельзя было раньше сделать?

- К сожалению, в последние пять лет отношение городской администрации к незаконной торговле носило неорганизованный, бессистемный характер. Сейчас мы начинаем эту работу в новом составе думы и с новой администрацией. Понимание у нас с главой администрации по этой проблеме есть. Думаю, в течение двух месяцев мы уже сможем сказать, что будет происходить дальше. То, что делалось предыдущей администрацией было не системно, не прозрачно и направлено на сохранение некого статус-кво. Меня как жителя это искренне возмущает. Так же как и то, что один предприниматель платит налоги, а рядом с ним стоит нелегал и пользуется сложившейся ситуацией. Нужно наводить порядок. 

- Кроме ларьков и киосков есть еще и торговля с машин. Там тоже хватает неразберихи.

- В той концепции, которая была предложена правительством Нижегородской области, это один из спорных моментов. В ней предполагается, что для разъездной уличной торговли достаточно уведомить районную администрацию, что в таком-то месте будут что-то продавать. И все. Но в таком виде это может привести к проблемам.

Например, предприниматель, зная, что к проходной какого-то завода выходят люди в определенный час, собирается продавать там некую продукцию. И направляет уведомление в администрацию. А завтра там может стоять не одна, а двадцать машин, создавая либо транспортные проблемы, либо другие неудобства. В концепции, которую планируется принять, должны быть регламентированы порядок, количество, адреса разъездной торговли.

- В последнее время в центре города появились кофемашины, которые вызывают много вопросов. Например, можно ли им парковаться на пешеходной улице или кто отвечает за качество продаваемых напитков.

- Эта тема сейчас очень актуальны. В «Опору» поступают жалобы от предпринимателей, которые осуществляют легальную торговлю. Они обращаются с жалобами на то, что рядом с ними стоят нелегалы, не имеющие разрешений. Создают конкуренцию, не неся таких издержек как аренда налоги и т.д. В 2016 году мы планируем разработать отдельный комплекс мероприятий на предотвращение именно нелегальной торговли.

Я искренне поддерживаю формат кофемашин, считаю, что он необходим, если потребителям нравиться. Но бизнес должен быть легальным, иметь все сертификаты. Чтобы потребитель, получив услугу ненадлежащего качества, например, знал, к кому обращаться. А не так – машина уехала и концов не найдешь.

«Опора» объединяет предпринимателей, которые ведут легальный бизнес, осуществляют все обязательные платежи. Наша задача защитить от недобросовестной конкуренции. Потому что в противном случае, мы можем законопослушных предпринимателей потерять. Они махнут рукой и уйдут в нелегалы. Как председатель «Опоры», я борюсь за создание максимально комфортной среды работы для тех, кто платит налоги и работает в рамках закона. Таких мы должны беречь и их интересы защищать.

Татьяна МИХАЙЛОВА.