Городская Дума Нижнего Новгорода
Очерки истории городской Думы

Глава 4. Советская эпоха

Ф.А. Селезнёв

Очерки истории городской Думы

http://www.gorduma.nnov.ru/assets/images/kniga/4glava/1.jpgУпразднив Городскую думу, большевики сохранили её исполнительный орган – городскую управу. Она была подчинена Нижегородскому совету рабочих и солдатских депутатов и названа «советской».

Нижегородский совет был общим для всей губернии. Осенью 1918 г. было решено создать отдельный совет для губернского центра – Нижегородский городской совет рабочих и красноармейских депутатов. Его первое заседание состоялось 6 октября 1918 г. в помещении Советского клуба (ныне – Большая Покровская, 39). 196 депутатов Горсовета были избраны от заводов и воинских частей. Первым председателем Нижегородского городского совета стал Николай Григорьевич Козицкий, депутат от рабочих завода «Сименс и Гальске» (нынешний «Нител»)1.

Горсовет принял дела от советской городской управы. Вместо неё был образован городской исполнительный комитет (горисполком). И горсовет, и горисполком разместились в бывшем здании Городской думы (Бугровский благотворительный корпус)2. Но ненадолго. 4 августа 1919 г. нижегородский горисполком объединили с Нижегородским уездным исполкомом в Нижегородский угорисполком3. А Бугровский благотворительный корпус передали профсоюзам.

http://www.gorduma.nnov.ru/assets/images/kniga/4glava/3.jpg

Между тем слияние городского и уездного исполкомов себя не оправдало. Ведь хозяйственные нужды губернского центра и его сельской округи не совпадали. Поэтому в июле 1920 уездный исполком был воссоздан. А вот горисполком восстанавливать не стали. Хозяйством Нижнего Новгорода стал отныне ведать губернский исполнительный комитет.

http://www.gorduma.nnov.ru/assets/images/kniga/4glava/5.jpg

Таким образом, Нижегородский горсовет лишился собственного исполнительного органа. Что, конечно, сузило его возможности. Отметим, также, что территория Нижнего Новгорода уменьшилась. Из прежних четырех частей остались только три: 1-я и 2-я Кремлевские (объединились в Городской район) и Рождественская (превратилась в Береговой район). А бывшая Макарьевская часть в 1921 г. образовала Канавинский рабочий район4 со своим, весьма амбициозным, горсоветом. В 1924 г. он даже предлагал переименовать Канавино в город Ульянов5. Однако в экономическом отношении Нижний Новгород, Канавино и ещё один рабочий район с собственным горсоветом – Сормовский – тяготели друг к другу. И в августе 1925 г. председатель Нижгубисполкома А.И. Муралов предложил их объединить. В 1926–1927 гг. вопрос об этом был согласован Нижегородским, Канавинским и Сормовским горсоветами, а также губернскими партийными и советскими властями. В итоге 9 января 1928 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Съезда Советов постановил объединить Нижний Новгород, Канавино и Сормово в один город6. Бывшие города стали районами – Свердловским, Канавинским и Сормовским со своими районными советами. В 1930 г. прошли первые выборы в единый горсовет «Большого» Нижнего Новгорода7.

Открытие трамвайного движения в заречной части

Строительство рабочего посёлка в Нижнем Новгороде. 1923 год

Депутаты Нижегородского горсовета с председателем А.И.Мураловым. 1924 год

Президиум Нижгорсовета с председателемГ.Н.Амосовым. 1925

Поскольку Советы считались органами власти только рабочих и крестьян, выборы в них не были всеобщими. Избирательных прав лишались «эксплуататоры» (те, кто использовал наёмный труд), частные торговцы, священники, бывшие полицейские и ряд других категорий населения. Список лиц, лишённых избирательного права, в 1928 г. по Нижнему Новгороду включал в себя 7 436 человек8.

Для каждого избирательного участка отдельно устанавливалось количество подлежащих избранию на нём депутатов. Кандидаты в депутаты заблаговременно намечались партийными, комсомольскими, профсоюзными организациями предприятия или района. Сами выборы были коллективными и проходили в форме избирательных собраний. На них присутствовали члены одного профсоюза, предприятия или учреждения (железнодорожники, военнослужащие, металлисты, печатники, «советские работники», «комсомол и студенты» Нижегородского университета и т.д.). Избирательные собранияпроходили либо на самом предприятии, либо в клубах, Городском театре и т.п. Граждане, не объединённые в профсоюзы, порайонно собирались на отдельные избирательные собрания. Голосование осуществлялось открыто – поднятием рук «за» или «против», нередко за весь список кандидатов целиком. Подсчёт голосов производился «счётчиками», выбранными прямо на собрании.

Открытый и коллективный характер выборов, конечно, не способствовал свободе волеизъявления. Да и число избираемых депутатов было слишком велико, чтобы городской совет мог быть действительно работоспособным органом. Так на выборах 1930 г. в него вошло 511 человек9. Конституция СССР 1936 г. упорядочила и демократизировала систему управления. Выборы вновь стали тайными. Горьковский городской совет депутатов трудящихся получил свой исполнительный комитет (в 1932 г. Нижний Новгород переименован в Горький). Следует, однако, сказать, что в значительной степени политику и кадровый состав горсовета и горисполкома определял городской комитет Коммунистической партии (создан в 1932 году).

Горьковскому горсовету и горисполкому досталось трудное наследство. Революция и гражданская война нанесли большой урон хозяйству Нижнего Новгорода. 4 года не работал трамвай. В небрежении содержались канализация и водопровод. Не ремонтировались мостовые. Ветшало жильё. Пришлось расстаться с мечтой об Окском мосте (он должен был вступить в строй в 1920 году).

Перемены к лучшему начались в 1922 году. Тогда возобновился ремонт водостоков и мостовых. В 1923 г. пустили трамвай.10. В 1924 г. опять открылись работы по строительству канализации. Стали укреплять откосы.

Однако всего этого было недостаточно. В конце 1920-х в городе развернулось мощное промышленное строительство. Возводились корпуса Автозавода, Авиационного и Машиностроительного заводов. Население города резко возросло. Нужно было качественно менять ситуацию с жильём, транспортом, канализацией, водоснабжением. Вопрос об этом постоянно находился в центре внимания первого секретаря Нижегородского краевого комитета ВКП (б) Андрея Александровича Жданова и решился на самом высоком уровне.

8 декабря 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О состоянии городского хозяйства Нижнего Новгорода в связи с пуском новых предприятий». 3 января 1932 г. в его развитие выпустил соответствующее постановление Совет народных комиссаров СССР.

Эти постановления дали мощный толчок развитию городской инфраструктуры. Получило развитие автобусное сообщение. В 1933 открылась трамвайная линия Канавино – Автозавод. Там же, на Автозаводе построили новую водоочистительную станцию. Новые водопроводные линии пришли в Высоково, Бурнаковку, Лапшиху, к заводским поселкам. Были сооружены главный коллектор в Канавине, коллекторы вдоль Московского шоссе, в Сормове и на Автозаводе. В 1933–1937 гг. были заасфальтированы основные улицы и площади. Город практически на 100% был электрифицирован. В 1933 г. вступил в действие долгожданный мост через Оку.

Чтобы бурное развитие города не стало хаотичным, в 1934 г. при Горьковском горсовете создали архитектурно-плановую комиссию. Учреждается должность главного архитектора. В 1935 крайисполком и горсовет приняли решение составить Генеральный план развития города Горького на 25 лет. Его разработал ленинградский Государственный институт по планировке городов (Гипрогор). 17 июля 1936 г Генплан был одобрен Горьковским крайисполкомом и крайкомом ВКП (б)11.

В годы Великой Отечественной войны наш город превратился в один из главных арсеналов страны. В послевоенные годы промышленный потенциал Горького ещё более увеличился за счёт создания новых высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса.

Это стало возможным, потому что город обладал мощной научно-технической базой. Созданные в годы Советской власти Горьковский государственный университет, Политехнический институт, Институт инженеров водного транспорта и другие высшие учебные заведения обеспечивали горьковские предприятия необходимым числом высококвалифицированных специалистов, создавших уникальные технологии мирового уровня (достаточно назвать хотя бы суда на подводных крыльях).

Горький являлся и культурным центром всесоюзного значения. В 1950 г. в нашем городе имелось 5 театров, 5 музеев, Планетарий12.

Естественно, наряду с достижениями, у города имелись и проблемы. Главной из них являлась жилищная. В 1956 г. 60% жилого фонда все еще составляли деревянные дома, многие из которых были построены ещё до Октябрьской революции. А ведь население города успело вырасти с тех пор почти в 8 раз. (В 1956 г. в Горьком проживало уже 878 тысяч человек13).

Нужен был качественный скачок в жилищном строительстве. Но для него требовались серьезные изменения в материальной базе строительной промышленности. И они были произведены. В 1952 г. пустили завод шлакоблоков. Позднее вступил в строй завод по изготовлению сборных железобетонных конструкций, а ещё – заводы силикатного кирпича в Автозаводском и Сормовском районах, завод керамических блоков на Мызе. После этого в Горьком, как и по всей стране, развернулось массовое жилищное строительство.

Особенно большое количество многоквартирных жилых домов с центральным отоплением, водой, канализацией, газовыми плитами распахнуло двери перед новоселами в т.н. годы «Застоя». В это время Горький расширился за счет нескольких благоустроенных микрорайонов (в том числе Кузнечиха –I, Кузнечиха–II, Щербинки).

В свое время нижегородцы не могли дождаться, когда же будет построен постоянный мост через Оку. В годы «Застоя» к их услугам было уже 4 моста. К Канавинскому мосту добавились Молитовский (1965), и Мызинский (1981). В 1965 г. вступил в действие двухъярусный железнодорожно-автомобильный мост через Волгу.

Для решения транспортных проблем продолжавшего бурно расти города, начали строить метро, первые станции которого приняли пассажиров в 1985 году.

Все эти дорогостоящие проекты были осуществлены благодаря существовавшей в СССР жесткой централизации управления и ресурсов. Однако эта система была далеко не идеальной. Имела она и свои теневые стороны. Одной из них являлась недостаточная самостоятельность органов местного самоуправления.

Во время т.н. «Перестройки» (1985–1991) местные Советы получили гораздо больше возможностей для влияния на положение дел. Горьковский (а с 1990 г. – уже Нижегородский) городской совет народных депутатов также действовал достаточно энергично. Однако в 1993 г., в ходе острого политического кризиса в стране, система Советов была ликвидирована.

1 История города Горького. Краткий очерк. – Горький, 1971. – С.312.

2 Город. Горький. Путеводитель. – Горький, 1964. – С.69.

3 Истории города Горького. – С.313.

4 Бубнов А.Д. Урбанизация Нижегородской области в свете административно-территориальных и промышленных преобразований 1917–1940 годов // Нижегородский краеведческий сборник. – Нижний Новгород, 2005. – Т.1. – С.126.

5 Толстова Н.Н. Создание Большого Нижнего Новгорода // Город славы и верности России Материалы историко-краеведческой конференции, посвященной 775-летию Нижнего Новгорода. – Нижний Новгород, 1996. – С.100.

6 Толстова Н.Н. Указ. соч. – С.101–102.

7 История города Горького. – С.372.

8 ЦАНО. Ф.56. Оп.7. Д.76. Л.15.

9 История города Горького. – С.372.

10 Яксяргин Л.М. Нижегородский трамвай в начале ХХ века // Нижегородский краеведческий сборник. – Нижний Новгород, 2005. – Т.1. – С.212.

11 История города Горького. – С.393–395.

12 История города Горького. – С.467.

13 История города Горького. – С.484.

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц