Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

07.07.2011«О практике реализации способа управления многоквартирным домом в домоуправляющей компании Сормовского района»

«О практике реализации способа управления многоквартирным домом в домоуправляющей компании Сормовского  района»

Докладчик – Шумилков Николай Михайлович, генеральный директор ОАО "Домоуправляющая компания Сормовского района", председатель постоянной комиссии Городской думы г. Нижний Новгород по городскому хозяйству.

Уважаемые депутаты, уважаемые участники совещания!

Сормовская домоуправляющая компания имеет договора управления с 75 тыс. собственников квартир, обслуживает 1097 многоквартирных домов, общая площадь жилого фонда, находящегося в управлении составляет 2,4 млн. кв. м. Это примерно 70 процентов всех многоквартирных домов Сормовского района. Кроме нас здесь работают еще три компании. Благополучного, не требующего капитального ремонта жилья  практически нет. Жилья 5-ой категории 390  домов, ветхого жилья 54 дома.

Сразу оговорюсь, что за 5 лет расселены 37 домов. Однако есть дома  (131 дом), которые, по нашему мнению, должны быть срочно расселены, но в программе на этот год не значатся. Из них 10 домов грозят обвалом. Все мы были недавно свидетелями обрушения дома во Владимирской области. Думаю, из этого следует делать своевременные выводы. В рекомендациях по итогам нашего заседания присутствует соответствующая запись.

630  домов или 57  процентов ДУК обслуживает собственными силами, остальное жилье обслуживают два генеральных подрядчика, жилищные тресты «Комсомольский» и «Володарский». На подряде работает также аварийно-диспетчерская служба и ряд других подрядчиков. В аппарате управления компании заняты 82 человека.

С момента начала работы Фонда поддержки ЖКХ на капитальный ремонт жилья мы получили ______ млн. рублей. По годам это выглядело следующим образом:

в 2008 году 71  млн.

в 2009 году 57 млн.

в 2010 году 27,6  млн.

На этот год запланировано 16  млн. рублей.

Как видите, поступление средств снизилось примерно в четыре с половиной раза. Тем не менее, нам удалось существенно поправить дела с капитальным ремонтом.  За счет средств фонда капитально отремонтировано 159 домов. В этом году будет отремонтировано еще 11. По всем программам ремонта отремонтировано 131 тыс. кв. метров кровель, 203 тыс. погонных метров  внутридомовых сетей, 19 фасадов. По нашей практике все работы принимаются с участием собственников.

Расходование средств Фонда поддержки ЖКХ, как и других региональных или муниципальных финансов, постоянно контролировалось по линии прокуратуры, областных и городских контрольно-ревизионных управлений. Все расходы и результаты работ соответствуют установленным нормам и требованиям.

Однако должен сказать, что различных плановых и внеплановых проверок мы за год с небольшим приняли 14 единиц. Иногда складывается ситуация, что негде разместить всех проверяющих. Много ведется разговоров о том, что надо упорядочить проверки, свести их к разумному минимуму. Думаю, что если наше заседание запишет подобный тезис в рекомендации в адрес исполнительной власти и проверяющих органов, это будет правильно.

Вообще работа компании носит прозрачный характер, чему, безусловно, способствовало и Постановление Правительства РФ № 731 «О раскрытии информации…». Как и предписано Постановлением мы опубликовали полный отчет о работе за 2010 год в газете «Красный Сормович», разместили на интернет-сайте компании и на информационной доске в помещении ДУКа.

Должен сказать, что из 58 домоуправляющих компаний, работающих в городе, Постановление Правительства выполнили далеко не все. Мы рассмотрели этот вопрос на нашей комиссии Думы и рекомендовали администрации города по всем фактам неисполнения данного Постановления сделать представления в прокуратуру.

Еще одна проблема, которая здесь существует – отсутствие унифицированной формы отчетности. Мы знаем, что в областном министерстве есть предложения на этот счет. Думаю в наших рекомендациях можно записать об объединении усилий города и области в создании этого документа, который бы представлял  форму отчета как для домоуправляющих компаний, так и для ТСЖ.

Обслуживанием жилья в Сормовском районе я занимаюсь в течении 19 лет, в начале - главным инженером, последние 14 лет – руководителем. Если кинуть ретроспективный взгляд на то, как менялась ситуация в этой сфере, я бы сказал следующее: в 90х годах главной проблемой были сети доставки ресурсов и прием полуразвалившегося ведомственного жилого фонда. Много сил и средств пришлось положить на то, чтобы обеспечить главное в коммунальном хозяйстве – доставку в квартиры тепла, воды, света, газа, преодолеть высокую аварийность на сетях.

Проблемы сегодняшнего дня – это финансы на капитальный ремонт для малобюджетного, низкокатегорийного жилья и расселение аварийного ветхого фонда. В этом плане при свертывании финансирования по линии Фонда поддержки ЖКХ очень важно, чтобы область и город подставили плечо и оказали поддержку. Потому что выполнить эти работы только на средства, собираемые с граждан, совершенно невозможно.

В плане обслуживания жилья сегодня на первый план выходят «детали». Собственники хотят иметь отремонтированный подъезд, чистый, полностью освещенный. Хотят иметь благоустроенную придомовую территорию, газоны, парковочные карманы. Надо отдать должное администрации города и района – многие дворы за последние годы были асфальтированы. Эти работы продолжаются и сегодня.

Тем не менее, надо признать, что поток жалоб от населения все еще очень большой. Мы принимаем их на интернет-сайте в разделе «вопрос-ответ», по многоканальному телефону в отделе по работе с населением, по телефонам на всех участках. Везде поставлены компьютерные устройства для фиксации переговоров с заявителями, мы ежемесячно делаем их анализ, отлаживаем систему работы с телефонными заявками. Для работы с письмами и приема граждан на первом этаже здания оборудована приемная, ведется еженедельный прием граждан руководителями на участках.

Основные вопросы в заявлениях касаются капитального ремонта и состояния внутридомовых сетей. Имеют место протечки крыш, жалуются также на состояние подъездов, благоустройство. Меньше жалоб стало на вывоз мусора, который мы сейчас вывозим 365 дней в году.

В обслуживании жилого фонда многое зависит от взаимоотношений с коммунальными «монополистами». Кстати хочу сказать, что в квитанциях, которые мы получаем собственно жилищные платежи составляют 25-30 процентов, остальные финансы идут ресурсоснабжающим организациям. В развитых европейских странах наоборот, основные деньги тратятся на содержание жилья, мест общего пользования, благоустройство.

Должен сказать, что не со всеми «монополистами» удается отыскать общий язык. Наша комиссия полгода пытается принять Регламент взаимодействия домоуправляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями в аварийных ситуациях. Речь идет о том, чтобы потребители могли предъявить претензию  и получить компенсацию в случае неполной либо некачественной услуги. К сожалению, ресурсники так или иначе уходят от подписания документа.

Есть попытки выйти за рамки разрешенного региональной службой по тарифам повышения цен на ресурсы. Так «Теплоэнерго» ввело двухставочный тариф, существенно задирающий платежи. Мы на комиссии рассматривали ситуацию с этим тарифом применительно к ТСЖ , где произошел резкий скачок оплаты за тепло. После заседания «Теплоэнерго» отменило свои требования в отношении товариществ собственников жилья.

И вообще, что касается тарифов, то прямой контакт при их установлении между «монополистами» и региональной службой по тарифам должен иметь посредников в лице депутатских комиссий и комитетов. Раньше везде все утверждалось депутатами. Считаю, что в рекомендательном плане это должно присутствовать и сегодня.

Важный вопрос дня – установка приборов учета получаемых ресурсов. Здесь установленные законом сроки существенно  нарушены. На объектах социальной инфраструктуры приборы учета должны были быть установлены еще до конца прошлого года. Задача эта решена менее чем на треть. С квартирами граждан и общедомовыми приборами учета работа ведется. Но вести ее надо не только с приборами, но и с населением. Неслучайно по интерактивному опросу телекомпании «Волга» 92 процента участников опроса высказались против установки счетчиков, заявив, что это «дорого» либо «сперва нужен ремонт». А необходимость исполнить Закон вдохновляет только 1,8 процента респондентов. Мы на комиссии рассмотрели этот вопрос и рекомендовали администрации города начать с пилотных показательных проектов, чтобы и систему отладить и население убедить на положительных примерах.

Уважаемые депутаты!

Несмотря на то, что в последнее время, как я считаю, в жилищно-коммунальном хозяйстве произошли позитивные изменения, эта важнейшая сфера социальной жизни еще далека от совершенства. Поэтому наша комиссия по городскому хозяйству приняла решение о разработке программы модернизации ЖКХ в Нижнем Новгороде. Сразу скажу,  что мы получили понимание и поддержку со стороны главы города, главы администрации.  О наших планах проинформирован и губернатора области, который поручил вести работу с министерством ЖКХ.

Первоначально мы ставили три главные задачи:

-       создать в городе новую систему управления ЖКХ;

-       предложить новую технику и технологии;

-       организовать систему подготовки высококвалифицированных кадров для ЖКХ.

Думаю, вы согласитесь, что мы действительно нуждаемся в новой системе управления. Сейчас в городе не 8 районных домоуправляющих компаний, как было раньше, а 58 независимых структур. Это число продолжает расти. Работают свыше тысячи товариществ собственников жилья. Отношения с городской властью из вертикальных переходят в горизонтальные, из подчиненных в партнерские. А на практике система управления осталась такой, как будто в жизни ничего не изменилось. Опора и спрос остались все с тех же основных домоуправляющих компаний, новые «плавают» сами по себе. Поэтому система управления, координация работы всех субъектов жилищно-коммунального комплекса выходят на первый план.

Что касается новых технологий, то здесь необходим анализ, и перехват передовых идей у других городов, в том числе побратимов. Надо посадить группу экспертов специально на изучение передового опыта.

Кадры сфера ЖКХ всегда получала по остаточному принципу. Средняя заработная плата по ДУКу составляет 13 000 рублей. Между тем в городе есть отличные средние специальные и высшие учебные заведения готовые по заявкам жилищных и коммунальных структур, а также городской власти готовить необходимые кадры. На нашем заседании присутствует директор сормовского механического техникума Михаил Владимирович Сивов, создавший прекрасную учебную базу для подготовки кадров ЖКХ в своем учебном заведении.

Кроме того есть предложение вписаться в общефедеральный проект модернизации ЖКХ. И здесь усилий только нашей комиссии недостаточно.

Речь идет о том, что на уровне федерации завершается разработка программы реформирования и модернизации ЖКХ в масштабах России. В прошлом году правительством была утверждена ее концепция. На модернизацию жилищно-коммунальной сферы в период с 2011 по 2020 годы предполагается направить 4 триллиона рублей на принципах частно-государственного партнерства (два с половиной триллиона рассчитывают получить от частных инвесторов, по четыреста миллиардов израсходуют федерация и регионы, семьсот миллиардов – собственники жилья).

Министерство регионального развития РФ подыскивает регионы и муниципальные образования в качестве «пилотов-добровольцев» для обкатки программы на средства ВТБ. Заявки уже подали Татарстан и Свердловская область.

Известно, что федеральные министерства разговаривают только с руководством регионов.  Поэтому есть предложение комитету ОЗС и министерству ЖКХ изучить наши предложения (они предложены в Ваших папках) и совместно поработать с Минрегионразвитием, определить Нижний Новгород в качестве одной из площадок для обкатки федеральной программы с вливанием федеральных средств.

Мы же со своей стороны подготовим конкретные городские программы для внедрения.            


 


Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц