Городская Дума Нижнего Новгорода
Актуальный комментарий

08.07.2015«Замещать выпадающие доходы нужно грамотным управлением, жесткой экономией, эффективным расходованием бюджетных средств»

О планах работы комиссии по имуществу во II полугодии 2014 года

Заместитель главы города Нижнего Новгорода, председатель комиссии по имуществу и земельным отношениям Е. И. Солонченко прокомментировала итоги приватизационной работы в Нижнем Новгороде и рассказала о перспективных источниках пополнения доходной части городского бюджета.

- В Нижнем Новгороде в течение последних лет успешно реализуется программа приватизации. Какие доходы за это время получил? Как в приватизационном процессе наш город смотрится на фоне других миллионников? 

- Я бы хотела подчеркнуть, что за пять лет городской Думой и администрацией города в лице КУГИ и ЗР проведен огромный объем работы с муниципальным имуществом. Конечно, большая часть доходов в городскую казну поступает от реализации объектов недвижимости, которые внесены в Прогнозный план приватизации. Все объекты Прогнозного плана проходят строгое согласование с городской Думой, и мы на каждом заседании Думы постоянно корректировали этот план, исключая или пополняя его новыми объектами. Продажа объектов муниципальной недвижимости  - это только часть работы. Некоторые объекты отдаются предпринимателям по инвестиционным контрактам, часть муниципальных помещений сдаются в аренду, какие-то помещения предоставляются общественным организациям на безвозмездной основе. Идет постоянная юридическая работа – перевод помещений из жилых в нежилые, чтобы в дальнейшем продать или сдать в аренду. Административная машина не останавливается ни на минуту. Если на объекты или помещения нет спроса на аукционах, и объект не продается, то мы принимаем решения что с ним делать дальше – исключать из Прогнозного плана или снижать цену и т.д. 

Совершенно очевидно, что каждый год на выполнение планов по исполнению Прогнозного плана приватизации  влияют масса факторов – от политической и экономической коньюктуры до совершенно логичного предела, когда процесс приватизация муниципального имущества будет исчерпан – больше не будет объектов для реализации. Собственно, мы к этой границе постепенно подходим. К примеру, первоначальный план Приватизации за 2014 год был перевыполнен (около 120%), а уточненный план не был исполнен (мы постоянно повышали планку в течение года), потому что некоторые крупные объекты не продавались – торги не проходили, не было заявок. Напомню, что почти 4 млрд. рублей город все-таки получил в виде доходов от деятельности КУГИ в 2014 году. И в предыдущие годы картина была приблизительно похожа.

- Наступил ли предел приватизации?

- Сейчас КУГИ работает по плану, который принят на три года (2015 – 2017). И понятно, что делать ставку только на продажу муниципальной недвижимости нельзя. Похожая картина во многих городах – миллионниках, понятно, со своей спецификой. Нам  нужно искать другие источники пополнения доходной части городского бюджета, повышать инвестиционную привлекательность города, заинтересовывать отечественные и иностранные компании размещать у нас производства, штаб-квартиры и офисы крупных компаний, работать над повышением имиджа Нижнего Новгорода. У Нижнего 12 городов-побратимов, 6 Почетных консульств иностранных государств открыты. Туристические возможности Нижнего Новгорода как древнего русского города с 800-летней историей просто огромны, и сейчас внутренний туризм в России набирает обороты. Мы так удачно расположены – на пересечении торговых, экономических путей. Город промышленный, научный, а потому у нас так много промышленных зон, где могут разместиться новые производства, причем умные производства – электроника и т.д. Налоговые отчисления очень важны для пополнения городской казны. Но это – задачи глобальные, на несколько десятилетий вперед. Нужна большая аналитическая, интеллектуальная совместная работа в этом направлении вузов, академических и научных институтов, предприятий оборонного комплекса.  Да, в Нижнем Новгороде нет нефти и газа, зато есть научный и производственный потенциал, умные и трудолюбивые люди, а это дорогого стоит.

     Напомню, что нам за последние три года удалось навести порядок с рынком наружной рекламы, и город получил 1 млрд. дополнительных доходов. Депутаты инициировали работу по инвентаризации городской земли – это была настоящая проблема – неоформленная, неучтенная, не разграниченная земля, с которой не платились налоги. А с 2015 года налог на землю полностью зачисляется в городской бюджет. Работа по инвентаризации в нескольких районах закончена, в других – идет полным ходом. Что это даст городу уже  через год – два? – дополнительные 1 – 1,5 млрд. рублей.

- Какая работа ведётся с теми объектами, которые привлекательны, но не продаются по причине обязательств перед третьими лицами или существуют ограничения по функционалу?

- Я уже отметила, что процесс работы с объектами проблемными не останавливается. Мы на комиссии по имуществу смотрим такие объекты тщательно, предлагаем по ним решения. Последний пример – здание бывшего детского сада в Автозаводском районе, статус которого – образовательное учреждение - не изменить, но и капитально отремонтировать объект город пока не в силах, так как средств на все не хватает. Мы рекомендовали согласиться с предложением Епархии передать бывший детский сад безвозмездно для размещения в нем православного образовательного центра. Думаю, что это абсолютно правильно. Не все измеряется деньгами.

- Основные лоты Прогнозного плана – это полуподвальные помещения или части этих помещений. Что делать с такими объектами? Возможна ли переоценка этих помещений?

- Что касается подвальных и полуподвальных помещений – вопрос очень болезненный для населения. Комиссия по имуществу городской Думы неоднократно рассматривала его на заседаниях. Депутаты единодушны в одном – город обязан принимать решения в пользу жителей. Прошли времена, когда в подвалах устаивали сауны, распивочные – все, дороги назад нет. Теперь собственники жилья должны принимать решения о подвалах своего дома, а муниципальная власть обязана помогать жителям. По суду так и происходит, но нужно выработать на уровне города правовой механизм – Положение или Порядок, который урегулирует вопрос с подвалами жилых домов. Да, когда-то было принято решение, что подвалы – собственность города, и КУГИ распоряжался их судьбой, но это нелогично и неправильно. Есть над чем работать.

- В связи с завершением программы приватизации, из бюджета будут выпадать доходы, чем их планируется замещать?

- Во-первых, нужно тщательнее верстать планы работы – финансовая и экономическая аналитика должна быть на высоте. Нужно понимать, что плановая экономика – это умная экономика. Невозможно полагаться на одну продажу недвижимости. Этот процесс конечен, даже у такого большого  города, как Нижний Новгород. Замещать выпадающие доходы нужно грамотным управлением, жесткой экономией, эффективным расходованием бюджетных средств. Должна сказать, что задел для такого подхода депутатами городской Думы пятого созыва положен – мы приняли ряд отличных контрольных документов: Положение по распоряжению городским имуществом, Положение о контрольно-счетной палате  городской Думы, Положение об отчете главы города и главы администрации города. Преемственность в таких подходах очень важна. Городская Дума шестого созыва вооружена такими правовыми механизмами, которые будут работать в интересах жителей города. Я уверена в этом.  

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц