Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

10.04.2012Доклад начальника юридического управления городской Думы И.Л.Масловой на публичных слушаниях по обсуждению проекта решения «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода»

Уважаемое собрание!

 

Предлагаемые вашему вниманию изменения в Устав города отражают изменение федерального законодательства о местном самоуправлении с июля 2011 года. С этого времени принято 12 федеральных законов, изменяющих правовое регулирование местного самоуправления.

 

Существенно расширен перечень вопросов местного значения – это то, чем непосредственно должны заниматься органы местного самоуправления, поэтому необходимо внести соответствующие изменения в статью 8 Устава:

1) теперь к полномочиям местного самоуправления отнесена не только дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Нижнего Новгорода, но и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города;

2) важные изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - теперь к вопросам местно значения отнесено полномочия:

предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке на территории города сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

3) еще один важный аспект – к вопросам местного значения отнесено не только  организация благоустройства территории города, но и утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;

4) в области градостроительства вопросы местного значения дополнены таким полномочием, как осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (вступит в силу с 1 января 2013 года), а разрешение на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию осуществляется в отношении объектов муниципального значения – разрешения в отношении объектов регионального значения выдаются органами государственной власти Нижегородской области;

5) органы МСУ осуществляют муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения на территории города;

6) Органы МСУ обеспечивают свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

7) Органы МСУ обеспечивают осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

8) Органы МСУ обеспечивают выполнение работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд города, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

9) Органы МСУ осуществляют меры по противодействию коррупции в границах города.

 

Также ораны местного самоуправления теперь наделены правом, но  не обязанностью оказывать поддержку общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания (статья 8.1 Устава).

 

В связи с уточнением вопросов местного значения необходимо уточнить полномочия органов МС, которые эти полномочия должны обеспечивать – городская Дума и администрация города – статьи 29 и 43 соответственно.

 

Статья 29 дополняется следующими полномочиями городской Думы:

определение порядка осуществления муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

определение порядка осуществления муниципального лесного контроля;

определение порядка осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города;

определение порядка осуществления муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения в границах города;

установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

определение порядка оказания поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

утверждение правил благоустройства территории города;

определение порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

 

В соответствии с предусмотренными статьей 29 Устава и федеральными законами правилами администрация города соответственно осуществляет деятельность по непосредственному обеспечению вопросов местного значения:
осуществляет муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения на территории города. Соответствующие изменения предлагается внести в статью 43 Устава города:

осуществляет контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечвает свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

обеспечивает выполнение работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд города, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотры зданий, сооружений и выдачу рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (вступит в силу с 1 января 2013 года);

выдает разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города;

осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города;

осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети в границах города, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах города в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории города;

осуществляет полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении»;

осуществляет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

предоставляет помещения для работы на обслуживаемом административном участке на территории города сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

до 1 января 2017 года предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилые помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

осуществляет муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей;

осуществляет меры по противодействию коррупции в границах города;

оказывает поддержку общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

 

Изменениями затронут такой институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление (статья 19 Устава):

Теперь собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а также конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Ранее должно было быть представительство не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. 

 

Дополняется также статья 20 Устава – организация публичных слушаний.

Теперь на слушания должны выноситься и проекты правил благоустройства территории города.

Результаты слушаний должны содержать мотивированное  обоснование принятых решений.

 

В связи с особым вниманием, которое государство уделяет борьбе с коррупцией, был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Как уже отмечалось ранее, к вопросам местного значения отнесено осуществление мер по противодействию коррупции в границах города.

Соответствующие ограничения возлагаются на депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, главу администрации города: статьи 36, 38, 42 дополняются положениями, что депутат городской Думы города Нижнего Новгорода, глава города Нижнего Новгорода, глава администрации города Нижнего Новгорода должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Соответствующие дополнения предлагается внести в статью 59.1 Устава – удаление главы города в отставку.

В ходе подготовки к слушаниям поступило предложение Главного управления министерства юстиции РФ по Нижегородской области о дополнении аналогичной нормой статьи 37 Устава города и статьи 40 – досрочное прекращение полномочий депутата городской Думы, главы города, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Предлагаю согласиться с данным предложением, внести его в итоговый документ публичных слушаний и внести в проект решения Думы «О внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода». Кроме того, из статьи 40 исключается такое основание досрочного прекращения полномочий главы города как досрочное прекращение полномочий городской Думы, поскольку в соответствии с законодательством полномочия выборного должностного лица прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

 

Федеральным законом установлена норма, в течение какого срока городская Дума принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата – в соответствии с этим статью 37 Устава предлагается дополнить абзацем следующего содержания:

«Решение городской Думы города Нижнего Новгорода о досрочном прекращении полномочий депутата городской Думы города Нижнего Новгорода принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями городской Думы города Нижнего Новгорода, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания».

 

По инициативе Главного управления министерства юстиции РФ по Нижегородской области также предлагается дополнить основания досрочного прекращения полномочий главы администрации города (пункт 4 статьи 42 Устава) – при вступлении в должность главы муниципального образования, осуществляющего полномочия главы администрации.

 

В оргкомитет слушаний сегодня поступили предложения Нижегородской академии МВД России, которая предлагает исключить из статьи 15 Устава норму, что муниципальные выборы могут быть назначены судом, поскольку Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» предусматривает, что суд не назначает выборы, а назначает срок, в течение которого выборы должны быть назначены соответствующей избирательной комиссией. Комиссия городской Думы по подготовке проектов изменений устава города проанализирует данное предложение и примет по этому поводу мотивированное решение.

 

Кроме того, технические изменения вносятся в статью 30 Устава города в связи с опечаткой.

Также уточнения вносятся в статьи 48 и 49 Устава, в соответствии с которыми глава города обязан опубликовать зарегистрированные Устав города, решение городской Думы города Нижнего Новгорода о внесении изменений и дополнений в Устав города Нижнего Новгорода в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Просим высказывать свои предложения и замечания у проекту устно и письменно. Они будут обобщены и комиссией будет принят итоговый документ (результаты слушаний), который будет официально опубликован и направлен главе города и депутатам городской Думы.


 


Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц