Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

18.12.2013ДОКЛАД председателя поятоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике М.С.Фельдмана на заседании городской Думы 18 декабря 2013 года по вопросу «О проекте бюджета города Нижнего Новгорода на 2014 год»

ДОКЛАД директора департамента финансов С.И.Утросиной на заседании городской Думы 18 декабря 2013 года по вопросу «О проекте бюджета города Нижнего Новгорода на 2014 год»

 

Добрый день! Я хочу произнести основные вещи, которые напрямую связаны с предлагаемым бюджетом на 2014 год.

Я хочу напомнить, что на профильной комиссии неоднократно обсуждался бюджет, на совместных заседаниях комиссий, бюджет прошел публичные слушания, и на самом деле на любом из вышеупомянутых заседаний острые обсуждения, консультации, необходимости высказывались, обсуждались, назывались.

Китайцы 2000 лет назад сказали: «Хочешь накормить человека – дай ему не рыбу, а удочку». И мы сейчас в очень коротком анализе бюджета 2014 года к этому подойдем.

У нас непростой бюджет. Но это бюджет реалий. Это хорошо сбалансированный бюджет с точки зрения доходной и расходной части. Я хочу напомнить коллегам, что есть федеральный закон, который четко нормирует статейные расходы и доходы. И когда мы говорим о субвенциях и трансфертах, мы должны понимать, что деньги, которые имеют источник федеральный или субъектовый и направлены условно на дорожное строительство, не могут быть перенесены на другие необходимости, которые  имеет городской бюджет.

Я не буду дублировать Утросину С.И. Но на основные цифровые позиции ваше внимание еще раз хочу обратить. Итак, в 2014 году поступления в доходную часть бюджета запланированы в сумме 21,3 млрд. рублей, в том числе: собственные доходы составят 13,8 млрд. рублей, налоговые доходы – 10,4 млрд. рублей, неналоговые доходы – 3,4 млрд. рублей, и безвозмездные поступления – 7,5 млрд. рублей. При этом наибольший  удельный вес в структуре прогноза доходной части составляют: налог на доходы физических лиц – практически 34%, безвозмездные поступления – 35%, налоги на имущество, плюс земельный налог – 9%, доходы, получаемые в виде арендной платы на земельные участки – 5,6%, единый налог на вмененный доход - 4,8%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 3,7%, доходы от сдачи в аренду имущества – 3%.

На что считаю необходимым обратить ваше внимание, это точки роста, что нам необходимо в 2014 году, усилить, углубить и т.д. Прежде всего – это эффективное использование активов города и денежных средств.

То, о чем сказали Пушкин В.Е. или Панов В.А., говоря о затратах и неэффективной работе менеджмента "Нижегородпассажиравтотранс", - это свидетельствует о том, что мы имеем деньги, имеем активы, но мы не умеем или не хотим, или не можем  максимально  эффективно ими распоряжаться.

Например, в проекте бюджета на этот год запланировано существенное увеличение средств, которые направляются на вывоз мусора, уборку дорог и улиц города. И есть совершенно корректные ответы, которые дает глава администрации, относительно  коэффициентов, принятых областным Правительством. На самом деле задача, а это реальная точка роста работы с областным Правительством, - искать и находить общий язык. Огромные масштабные задачи, которые приняты к исполнению в рамках субъекта Федерации, будут  исполняться. Они входят в варианты законов,   а законы не обсуждаются, а исполняются. Диалог должен быть постоянным и конструктивным, к этому мы призываем городскую  администрацию, предлагая себя в качество партнеров этого процесса, и кое-какие сдвижки в этой части есть.

Когда мы говорим про эффективность работы со средствами, я напомню свой вопрос, который я адресовывал Губернатору, - если мы говорили, что нам надо ожидать 200 млн. рублей поступлений в городской бюджет в части обязательств "Нижегородпассажиравтотранс", то мы имеем право эти деньги увидеть в отчетном году, и не 31 декабря, когда  это уже завершение года.

В 2013 году мы получили более 500 млн. рублей, связанных с нормализацией работ с рекламными носителями. Два года споров, скандалов, но они увенчались успехом.

Что мы сегодня реально имеем, но не можем отцифровать и зашить, но мы имеем: есть активы, переданные от Минобороны, есть коммерческие структуры, заинтересованные в приобретении тех активов, и задача наша с вами совместно с городской администрацией получить максимальный объем средств за эти активы в городской бюджет.

Да, у нас сложный бюджет, он реальный, социально ориентированный, и ни у кого  не возникает сомнений. Вот цифры, вот доказательная база.

Перов А.А. характеризует реальные цифры. Я полагаю, что эти цифры Министерства области Вы назвали. Справка  для всех присутствующих: в Нижегородской области муниципалитетов много. Это не только Нижний Новгород. И когда Областное Законодательное Собрание принимает решение  об определенных коэффициентах работы по любым расщеплениям, поступлениям, то принимает его для всех муниципалитетов одинаково. Невозможно принять закон для города Нижнего Новгорода на 99%, а для Шаранги – 42%.

Мы сегодня много говорили о том, что есть проблемы большие с суммами, с источниками, которые необходимо на образование, на экологию, в целом, я еще раз скажу, что у нас в городском бюджете всего 0,3% заложено на развитие физкультуры и спорта на всей территории города Нижнего Новгорода. Да, это неприятно и даже стыдно.

Когда мы говорим о спорте высших достижений, наверное,  мы об этом правильно говорим, но я считаю, что, прежде всего мы должны думать о детях, тогда это будет здоровый народ, здоровое общество, здоровый социум, и думать они будут о своем физическом развитии.

Поэтому предложение Панова В.А. относительно дифференциации возможных вариантов использования дополнительных доходов, которые мы ждем, оно, имеет право на жизнь. Мы это  решение  на совместном заседании трех комиссий приняли и запротоколировали, и  это тоже вариант борьбы за максимальную эффективность работы с бюджетом.

Последнее, на что я хотел бы обратить внимание, и сегодня задавал вопрос и Барковский М.В., в части того, как работники администрации оценивают бюджет. Я скажу еще раз с точки зрения профессиональной этики, что бюджет грамотный, целесообразный, бюджет сбалансированный. Есть Бюджетный кодекс, есть бюджетный процесс, его структура – это то, что соответствует действительности, на что я хочу обратить ваше внимание.

Мы впервые за последние 3 года предлагаем вариант существенного увеличения кредитной массы, заемных средств, которая у города может быть, а может и не быть, которую город может и хочет привлекать. Первое – может, второе – хочет, по ситуации.

Я хочу еще раз отметить, и это обязательное условие – профессионализм городской администрации в лице департамента финансов, которые провели тендер по возможному привлечению средств. Ценовые ниши, которые  удалось получить, цены по процентам, просто замечательные. Я таких других прецедентов пока в нашей области не слышал, это максимально дешево в части длины и возможных привлечений кредитных средств.

Но считаю, что мы, депутаты, совместно с администрацией, должны по-прежнему, а 3 года позитивной работы у нас есть, вести жесткую политику по принципу «Берешь чужое, отдаешь свое. А если можно перебиться, то лучше перебьемся.

Да, у нас существенно меньше затрат и в абсолютном и в относительном смысле, если сравнимся с областным бюджетом, которые  необходимы для обслуживания муниципального долга, но все равно это затраты, а не прибыль. Поэтому работа в этом направлении ведется, ведется жесткая, и ослаблять вожжи мы не имеем права.

Мы, как никогда, остро, часто и на самом деле глубоко  обсуждали проект бюджета 2014 года  и на комиссии по бюджету и налогам, и на совместной комиссии, и плюрализм мнений, как это ни высоко звучит, сказался в номинациях, отраженных в проекте бюджета.

Я считаю, что это социально ориентированный, реальный бюджет, абсолютно сбалансированный по реальным и необходимым расходам и доходам. Я считаю, что бюджет достоин того, чтобы городская Дума его приняла.

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц