Городская Дума на заседании 18 декабря 2013 года приняла бюджет города Нижнего Новгорода на 2014 год: 30 депутатов проголосовали «за», 5 – «против». Депутаты фракции «Единая Россия» приняли решение о консолидированной поддержке проекта бюджета.
Предлагаем вниманию доклад директора департамента финансов С.И.Утросиной.
Уважаемые депутаты!
К Вашему рассмотрению представляется основной финансовый документ города на 2014 год - бюджет Нижнего Новгорода. Хочу обратить внимание, что в этом году обсуждение основных источников формирования бюджета и его направлений расходования подробно обсуждались с постоянными комиссиями городской Думы города Нижнего Новгорода в течение октября и ноября месяца.
10 декабря 2013 года были проведены публичные слушания по проекту бюджета. Сейчас я остановлюсь на основных параметрах бюджета с учетом редакционной правки, внесенной администрацией города 12.12.2013 года № 01-1506/13-ис (без учета правок депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода).
Бюджет сформирован с одновременной разработкой среднесрочного финансового плана на 2014-2016 годы.
Доходная часть бюджета к 2016 году по сравнению с 2014 годом вырастет на 2,6 млрд. руб. и составит 23,9 млрд. руб.
Расходная часть бюджета к 2016 году по сравнению с 2014 годом вырастет на 7,8 млрд. руб. и составит 25,5 млрд. руб.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
В проекте бюджета города на 2014 год сумма доходов составляет 21,3 млрд. руб., в том числе:
- собственные доходы 13,9 млрд. или 65,2 %;
- безвозмездные поступления 7,4 млрд. или 34,8 %.
В структуре собственных доходов основную часть составят:
налог на доходы физических лиц в сумме 7,2 млрд. руб., или 51,8 % от собственных доходов;
доходы от использования муниципального имущества в сумме 2,1 млрд. руб. или 15,1 % от собственных доходов;
налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме 1,9 млрд. или 13,7 % от собственных доходов.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
С 2014 года из областного в бюджет города переданы 24 учреждения социальной сферы и полномочия по выплате пенсий за выслугу лет для выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы. Приоритетными направлениями планирования бюджетных ассигнований являлись текущие расходы (в том числе зарплата с начислениями с учетом реализации майских Указов Президента РФ, коммунальные услуги, питание, содержание дорог, организация пассажирских перевозок общественным муниципальным транспортом).
Расходы на оплату коммунальных услуг рассчитаны в пределах лимитов, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области с учетом прогнозного роста тарифов и 10% экономией. Использованные при расчетах тарифы на 2014 год составили:
на тепловую энергию - 111,0%;
на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям - 112,6%;
на природный газ - 115%;
на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод – 105,7%.
Расходы на приобретение продуктов питания и медикаментов на 2014 год рассчитаны на уровне первоначального бюджета на 2013 год с учетом вновь принятых обязательств и прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен.
Расходы на содержание органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода рассчитаны в соответствии с нормативом формирования указанных расходов, утверждённым постановлением Правительства Нижегородской области.
Расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы сформированы в пределах существующей штатной численности работников муниципальных учреждений с учетом:
- изменения числа учреждений;
- повышения заработной платы работников учреждений, планируемого в течение 2014 году.
Возмещение убытков от перевозки пассажиров городским электротранспортом и автотранспортом запланированы с учетом стоимости тарифов на одну поездку 16 и 20 рублей соответственно.
Согласно изменениям, внесенным в Бюджетный кодекс, с 01 января 2014 года в бюджете города запланирован муниципальный дорожный фонд. Он представляет собой съаккумулированные в бюджете города средства от поступлений по акцизам на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, которые будут направлены на содержание и ремонт дорог в Нижнем Новгороде.
Общая сумма расходов на 2014 год составляет 22,7 млрд. руб.
Наибольший удельный вес занимают:
- Образование – 56,8 %;
- Национальная экономика – 21,3 %;
- Общегосударственные вопросы – 7,2 %;
- Жилищно-коммунальное хозяйство – 5,0 %.
Представленный проект бюджета имеет социальную направленность.
На образование, культуру, спорт, молодежную и социальную политику приходится 14,2 млрд. руб. или 62,6% от общей суммы расходов.
ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В 2012 ГОДУ
Запланированный размер дефицита составит 1,4 млрд. руб., который планируется покрывать за счет банковских кредитов.
По прогнозам муниципальный долг Нижнего Новгорода на 01.01.2015 года может составить 6,5 млрд. руб.
Для усиления финансовой дисциплины и в целях удержания размера долга на экономически безопасном уровне администрация города использовала право ввода дополнительного ограничения размера долга и определила его в пределах 50 % от собственных доходов (6,9 млрд.руб.).
Сумма прогнозируемого муниципального долга на конец 2014 года составит 47 %, что на 400,0 млн. рублей меньше установленной нормативом.
В заключение хочу отметить, что основными принципами при разработке бюджета города на 2014 год были: обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетных показателей при максимальной эффективности бюджетных расходов и удержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне.
В будущем году администрация города планирует вести работу в режиме жесткой бюджетной экономии, грамотно планируя и контролируя все расходы.