Предлагаем вниманию ДОКЛАД директора департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства И.Н.Семашко «Об итогах реализации муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 2012-2016 годах» в 2013 году и планах на 2014 год
1. Общая информация о состоянии турпотенциала Нижнего Новгорода
Нижний Новгород обладает выдающимся туристским потенциалом: богатая история и уникальные достопримечательности; выгодное местоположение и транспортная инфраструктура; столичный статус города Приволжского федерального округа; наличие музеев и развитая система культурного досуга; возможность проведения конгрессных мероприятий.
В городе расположено 869 объектов культурного наследия. Среди них 117 объектов федерального значения, 633 - регионального, 119 - местного значения. Туроператоры Нижнего Новгорода предлагают более 80-ти основных туристических маршрутов.
Структура гостиничного бизнеса города представлена 65 объектами (крупные, средние и малые коллективные средства размещения) вместимостью более 4 000 номеров. 17 объектов гостиничной инфраструктуры прошли официальную процедуру классификации: 3 гостиницы категории 4*, 11 гостиниц категории 3*, 3 гостиницы категории 2*. Среди них: «Александровский сад» - 4*, «Волна» - 4*, «Ока» - 3*, «Ibis» - 3*, «Автозаводская» - 2* и др. До 2018 года планируется построить 33 коллективных средства размещения различных типов с номерным фондом 3 729 номеров.
На территории Нижнего Новгорода действует более 1 500 объектов общественного питания, из которых в зону туристских субкластеров входит около 200 объектов. Большинство объектов, принимающих туристов, представлено предприятиями сетевых компаний «ПИР», «Едок», «Шоколадница» и др. Иностранных граждан принимают рестораны «Виталич», «Купеческий», «Пяткин», «Monet», «Чайка» и др.
Туристский поток (экскурсанты и туристы) в Нижний Новгород в 2012 году составил 401,7 тыс. человек. Уже в 2013 году оценочно туристский поток в город должен составить 537 тыс. человек. То есть рост по сравнению с 2012 годом более 30%.
Город является крупным центром международного уровня.
Однако сегодня остро стоит необходимость в эффективном использовании этого потенциала и возможностей города, особенно в преддверии проведения чемпионата Мира по футболу в 2018 г. Поскольку по количеству туристов, ежегодно посещающих Нижний Новгород мы серьезно уступаем не только Москве и Санкт-Петербургу, но и соседним городам, системно развивающим отрасль туризма - Ярославлю, Казани, Самаре.
Необходимо понимать, что каждый приехавший турист - это дополнительные поступления в бюджеты различных уровней.
Так, в среднем минимальные затраты 1 туриста за сутки пребывания в Нижнем Новгороде составляют порядка 3850 руб. (это проживание в гостинице, транспортные услуги на территории муниципалитета, питание, экскурсионное обслуживание, либо посещение музеев и других культурно-развлекательных заведений).
При существующем туристском потоке, оборот сферы туризма в 2012 году составил 1,5 млрд.рублей, в 2013 году - уже более 2 млрд.рублей.
При расчете налоговых поступлений при упрощенной системе налогообложения, получается что бюджеты разных уровней получают от сферы туризма от 93 (в 2012г.) до 125 (в 2013г.) млн.рублей в год. И с увеличением туристского потока эти суммы так же будут расти.
Это весомый аргумент в пользу развития туризма в Нижнем Новгороде.
2. Итоги работы департамента экономического развития в части реализации муниципальной программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 2012-2016 годах» в 2013 году
Департамент ведет системную работу в сфере развития туризма. В 2013 году проделана большая работа по данному направлению, что, в том числе, положительным образом сказывается на увеличении туристского потока в город.
В целях продвижения туристского потенциала на российский и международный уровни, повышения информированности о существовании туристического направления - Нижний Новгород, город был представлен на 5 международных туристских выставках FITUR (г.Мадрид, Испания), ITB (г.Берлин, Германия), MITT (г.Москва), ИНТУРМАРКЕТ и «Отдых» (г.Москва).
В том числе благодаря этой работе город впервые был включен в программы туров по России крупных туроператоров Европы: «TUI Travel» (немецкий, испанский офисы), «Тройка» (Франция), «IberiaRussia», что способствует увеличению количества туристов.
Для обеспечения делегаций, приезжающих в Нижний Новгород информационно-рекламными материалами о городе, для участия в выставках, конференциях и информирования населения и туроператоров других регионов о турпотенциале Нижнего Новгорода, были изготовлены каталоги о Нижнем Новгороде на русском, английском, французском и немецком языках, путеводитель по городу с туристской картой. Полиграфическая продукция пользуется большим спросом у туристов и профессионалов туротрасли.
В мае 2013 года для привлечения внимания к нашему городу и в целях налаживания взаимоотношений с учебными заведениями, готовящими специалистов в сфере туризма, была проведена международная конференция по вопросам развития туризма совместно с филиалом ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет». А в октябре конференция по вопросам образования в сфере туризма была организована совместно с кафедрой туризма и сервиса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Высшие учебные заведения заинтересованы в сотрудничестве с администрацией Нижнего Новгорода в сфере развития туризма, готовы к проведению совместных мероприятий, к привлечению студентов для участия в различных акциях.
Департаментом подготовлен и утвержден главой администрации города План мероприятий на 2013-2015 годы по популяризации народных художественных промыслов и продвижению города Нижнего Новгорода как столицы народных художественных промыслов России.
В целях развития событийного туризма и продвижения Нижнего Новгорода как столицы народных художественных промыслов впервые в Нижнем Новгороде 8 сентября был организован и проведен Фестиваль «Секреты мастеров», в котором приняли участие предприятия народных художественных промыслов и мастера декоративно-прикладного искусства не только из Нижегородской области, но и из других 11 регионов России, а также из стран ближнего зарубежья. Всего в Фестивале приняло участие более 400 участников.
Для повышения интереса к событию была разработана и реализована широкая рекламная кампания - напечатаны и распространены флайеры с символикой фестиваля; разосланы письма и именные приглашения; размещена наружная реклама - щиты формата 3х6 и плакаты на остановках общественного транспорта; создан 20 секундный ролик, который транслировался на нижегородских телеканалах, дана информация в СМИ.
Благодаря проведенной работе Фестиваль с 10 утра до 7 вечера посетили более 20 тыс. нижегородцев и гостей города.
В следующем году главой администрации Нижнего Новгорода О.А.Кондрашовым поставлена задача провести фестиваль международного уровня.
В целях получения дополнительного финансирования из федерального бюджета на проведение мероприятия, департаментом подготовлен пакет документов и направлен в Ростуризм. Результаты рассмотрения заявок будут известны до конца этого года.
Для информирования туристов о Нижнем Новгороде была размещена информация о городе в специализированных туристских изданиях на русском и английском языках (в каталогах, распространяемых на международных туристских выставках «Отдых» (город Москва) и WTM (в Лондоне)).
Завершается работа по созданию 15-минутного видеофильма о городе, который будет растиражирован на дисках для гостей, размещен на российских телеканалах, презентован на выставках. А так же дорабатывается 3-минутный видео-ролик для трансляции на российских и международных выставках, презентации Нижнего Новгорода на конгрессных мероприятиях, размещения в сети Интернет.
Разработан пакет сувенирной продукции с символикой города и традиционными промыслами, что так же призвано привлечь дополнительное внимание к Нижнему Новгороду.
В целях упорядочивания информации о турпотенциале города и создания официального реестра туристских маршрутов, были разработаны три маршрута по перспективному и активно развивающемуся туристскому подкластеру «Рождественская сторона». Итогом работы стали 3 методических издания для профессионалов туротрасли с нормами и правилами проведения экскурсий на данной территории, а так же три буклета для самостоятельных путешественников, рассказывающих простым языком о достопримечательностях улицы Рождественской.
В целях оптимизации системы управления сферой туризма, создания туристского комплекса, обеспечивающего конкурентоспособность туристского продукта города на российском и международном рынках туруслуг, создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление по туризму города Нижнего Новгорода» (Учреждение приступило к работе в конце октября).
Одно из основных направлений работы Управления - реализация мероприятий муниципальной целевой программы по туризму.
На учреждение возложены функции по:
- продвижению города и повышению его узнаваемости и привлекательности для туристов на внутреннем и международном туристском рынках,
- развитию инфраструктуры и сервиса предприятий, относящихся к сфере туриндустрии и гостеприимства.
Назначен директор учреждения - Ваулина Ксения Дмитриевна.
Управление активно подключилось к проводимой департаментом работе.
В стадии модернизации сайт о турпотенциале Нижнего Новгорода, который призван сделать город более открытым и доступным для гостей со всего мира.
Зарегистрированы официальные группы в социальных сетях для наиболее оперативного, масштабного и современного информирования о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере развития туризма в Нижнем Новгороде.
Приняли участие в организации межрегионального фестиваля туристских ресурсов «Открой Приволжье» на территории Нижегородской Ярмарки. На мероприятии был представлен турпотенциал 14 регионов ПФО.
В рамках туристского фестиваля организован рекламный тур для съемочных групп из Оренбурга и Пензы. Отснятые 5-7 минутные фильмы о достопримечательностях Нижнего Новгорода показаны на региональных телеканалах, а так же размещены в сети интернет.
Для представления турпотенциала Нижнего Новгорода и продвижения города, как столицы народных художественных промыслов, запланировано участие в специализированной выставке «Ладья» в Москве.
До конца года планируется закупить брендированные информационные стойки для гостиниц и ресторанов. На этих стойках будет размещена туристская информация - карты, путеводители, маршруты по городу.
В целях систематизации отрасли туризма начинаем подготовительную работу по внедрению с 2014 года процедуры аккредитации туроператоров и экскурсоводов (сейчас изучаем опыт других городов и регионов, далее запланирована разработка и утверждение положения об аккредитации);
Уже сегодня начата работа по подготовке Международного фестиваля народных художественных промыслов «Секреты мастеров» (Фестиваль планируется провести 12 июня 2014 года). Разработан проект положения о Международном фестивале, проведены переговоры и получено предварительное согласие на участие от предприятий народных художественных промыслов.
3. Планы по реализации программы «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 2012-2016 годах» в 2014 году и финансирование мероприятий
Департаментом экономического развития рассчитан минимальный объем бюджетных средств, необходимых для реализации программных мероприятий в I полугодии 2014 года - 5 917,6 тыс. рублей. Заявка на эту сумму была подготовлена и отправлена в департамент финансов (однако сегодня эти деньги в бюджете не запланированы).
Эти средства необходимы:
1) На софинансирование проекта Региональной программы подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года по разделу «Реализация мероприятий по повышению туристической привлекательности и продвижению г.Нижнего Новгорода» - администрацией города подтверждено софинансирование в объеме 3 млн. 400 тыс. рублей.
2) На организацию и проведение Международного фестиваля народных художественных промыслов «Секреты мастеров» с целью позиционирования города как столицы народных художественных промыслов. Не менее 2 млн. рублей.
3) На участие в выставочной и конгрессной деятельности с целью продвижения турпотенциала города на российский и международный туристские рынки, формирование имиджа Нижнего Новгорода, как туристического направления. Не менее 500 тыс. рублей.
В целом Учреждение продолжит реализацию мероприятий, направленных на продвижение города (через сайт, в СМИ, через выставочно-конгрессную деятельность).
В первом полугодии 2014 года запланировано участие города Нижнего Новгорода в трех Международных специализированных выставках (FITUR-2014 г. Мадрид, ITB-2014, г.Берлин, MITT/Путешествия и туризм-2014, г.Москва с презентацией турпотенциала города).
В рамках мероприятий, целью которых является повышение качества туристских услуг, будет вестись работа по аккредитации предприятий туриндустрии и экскурсоводов с последующим включением их в официальный городской Реестр.
В целях комплексного подхода по формированию кадров в сфере туризма и качества предоставляемых туруслуг, будет подготовлена программа по взаимодействию с ВУЗами, обучающими студентов по специальностям туризм, гостиничное дело и смежным отраслям. Практику студенты будут проходить под кураторством Управления.
В целях развития инфраструктуры, удобной для туристов и турбизнеса, будет вестись работа по созданию туристского кластера - системы парковок для туристского автотранспорта, отслеживание ситуации по строительству гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры, планируется внедрение системы информационного ориентирования (установка специальных указателей), а так же закупка брендированных информационных стоек в гостиницах и ресторанах Нижнего Новгорода для размещения на них туристской информации - карт, путеводителей по городу.
В рамках реализации программы запланированы встречи и переговоры с крупными Российскими и международными туристскими компаниями о включении Нижнего Новгорода в перечень базовых предложений для туристов и организованных групп.
Запланировано подписание соглашения о сотрудничестве с Ростуризмом в целях взаимодействия и участия Нижнего Новгорода в программах, в том числе программах софинансирования из федерального бюджета.