Городская Дума Нижнего Новгорода
Актуальный комментарий

11.12.2013«По поручению главы города, мы с конца 2010 года впервые начали заниматься очень сложным вопросом, который пусть не сегодня, и даже не завтра, но в перспективе станет одним из самых серьезных источников доходов городской казны»

«Для нас принципиальным является сохранение дальнейшей положительной динамики в поисках дополнительных источников дохода»

 

Выступление председателя комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике М.С. Фельдмана на публичных слушаниях по проекту бюджета Нижнего Новгорода на 2014 год:

- Уважаемые коллеги! Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в процессе работы с бюджетом сотрудники администрации и депутаты городской Думы, прежде всего -  профильной комиссии, неоднократно отрабатывали самые трудные вопросы. Бюджет сложный, реалистичный и, безусловно, социально ориентированный. Мы понимаем кассовые разрывы и необходимые потребности, мы умеем их оцифровывать, но жить надо по средствам.

Я обращаю ваше внимание на основные блоки и цифры,  как проблемные, так и, на наш взгляд, «точки роста», разрабатывая которые, мы можем прожить 2014 год  не просто нормально, но даже чуть лучше, чем в 2013 году.

Итак, мы планируем в 2014 году доходы в сумме  более 21, 3 млрд. рублей. Как справедливо отметили глава города  и руководитель профильного департамента, на самом деле, этот бюджет даже в сравнении с исходным бюджетом прошлого года выше примерно на 25 процентов.

 Расходы планируются в размере 22,7 млрд. рублей, дефицит составит 1,4 млрд. рублей. Именно эти исходные позиции в процессе исполнения бюджета подвергаются коррекции, именно о них ломаются копья в желании направить деньги туда, где они важнее и нужнее всего.

Собственные доходы бюджета составят 13,9 млрд. рублей,  из них налоговые поступления – 10,4 млрд. рублей, неналоговые – 3,5 млрд. рублей. Безвозмездные поступления запланированы в размере 7,45 млрд. рублей.   Наибольший удельный вес в доходной части бюджета, как обычно, составляют налоговые доходы – 48,5 процента, безвозмездные поступления планируются в объеме 35 процентов,  неналоговые доходы – 16,2 процента, 0,3 процента – доходы муниципального дорожного фонда.

В структуре прогноза поступлений налоговых доходов  объемы налога  на доходы физических лиц  составляет 70 процентов – 7,2 млрд. рублей, земельного  налога – порядка 16,6  процента или 1,7 млрд. рублей, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – почти 10 процентов или более 1 млрд. рублей.

 

Основной объем неналоговых поступлений обеспечивают доходы от аренды земли и продажи права аренды земельных участков – 34 процента или 1,2 млрд. рублей,  от продажи материальных и нематериальных активов – 22,8 процента или 790 млн. рублей,   от сдачи в аренду муниципального имущества – 18,4 процента или 636 млн. рублей.

Работа администрации и депутатского корпуса будет акцентирована на трех основных блоках – «точках роста» бюджета, которые  в текущем году позволили существенно поднять изначально планируемые цифры и, на наш взгляд, в 2014 году позволят обеспечить более серьезные поступления в городскую казну.

Во-первых, это существенное повышение  эффективности использования городских активов. Мы столкнулись с тем, что при сдаче муниципальных помещений в аренду возникает необходимость взыскать  неплатежи и  устранить недостатки ценовой политики. Предыдущая трехлетняя совместная работа депутатского корпуса и администрации позволила изменить правила, по которым мы жили до 2010 года. Сейчас обеспечение  платежей в полной мере, взимание штрафов и пени становятся  для нас существенным фактором, позволяющим пополнить казну.

По поручению главы города, мы с конца 2010 года впервые начали заниматься очень сложным вопросом, который пусть не сегодня, и даже не завтра, но в перспективе станет  одним из самых серьезных источников  доходов  городской  казны. Я имею в виду работу по оформлению городской земли.

Подавляющее число предприятий, которые имеют в пользовании землю, к сожалению, сегодня не имеют оформленных обязательств перед городом, а значит, не платят деньги в бюджет. Это затратная, очень трудная, требующая юридической базы работа, но она уже происходит, мы уже  продвинулись на этом пути и имеем абсолютно  положительную динамику на будущее. И неважно, даже если мы не получим максимальных результатов  в 2014-2015 годах, но в дальнейшем городу будут системно обеспечены  поступления  надолго, а  может быть, и  навсегда.

Безусловно, очень значимой «точкой роста»  является работа с вышестоящим бюджетом – с Законодательным Собранием и Правительством Нижегородской области. Перед областью стоят большие социально-экономические задачи, но хочу обратить внимание, что 40 процентов населения живет в столице Нижегородской области – в Нижнем Новгороде, и более 60 процентов поступлений в бюджет области формирует  город. Мы говорим об инвестиционной привлекательности, но, на мой взгляд,  вкладываться нужно в человека, поэтому  нам необходимо продолжать конструктивный диалог  с областным Правительством.

Теперь относительно расходной части бюджета: в проекте она составляет 22,7 млрд. рублей. Наибольшую долю в расходах составляют 4 отрасли: без малого 13 млрд. рублей – на  образование; 4,8 млрд. рублей –  на национальную  экономику; 1,6 млрд. рублей –  общегосударственные вопросы и  на жилищно-коммунальную сферу –  почти 1,2  млрд. рублей.

Считаю своим долгом отметить, и ровно такое же замечание высказали коллеги-депутаты, что в нашем бюджете всего лишь 5 процентов составляет удельный вес расходов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Каждый по себе, своим соседям и родственникам знает масштаб проблем в этой отрасли.

Подчеркиваю, что проект бюджета выполнен грамотно, рационально, со знанием дела, и все-таки императивы, на которые мы сегодня обязаны обращать внимание в развитии, требуют, чтобы  дефицитные цифры произносились вслух.  В частности, связанные с охраной окружающей среды  затраты, которые мы закладываем в бюджет, составляют всего 0,5 процента. Мы много говорим об экологической обстановке, о проблемах, которые оказывают влияние на здоровье людей  и состояние окружающего мира. Между тем, все, что мы можем себе позволить – это полпроцента городского бюджета. На культурную сферу  планируется  3,6 процента городского бюджета. И наконец, у нас огромные планы, связанные с развитием физкультуры и спорта, а в бюджете города  - 0,3 процента на эту отрасль.  Это очень печальные цифры.

    Я бы хотел обратить внимание на важный аспект, который является одним из основных в наших заботах: размер дефицита составит 1,4 млрд. рублей. Этот дефицит планируется перекрывать заемными средствами. С одной стороны, как депутат  я готов отметить качественную профессиональную работу, которую ведет городской департамент финансов, и экономически очень целесообразную систему заимствований – берем, только когда надо, и всегда вовремя отдаем.

 С другой стороны, мы берем на себя  очень жесткие обязательства, поэтому члены профильной комиссии настаивают на формате займов не под социальные задачи, а только на  конкретные кассовые разрывы, когда жить без этого невозможно.

Политика грамотная, подход – целесообразный, но все-таки берешь чужое, отдаешь свое. Это существенная тема, которую депутаты держат в поле зрения постоянно. От имени профильной комиссии мы предлагаем принять проект бюджета на 2014 год, поскольку это бюджет реалий. Я надеюсь, что диалог с губернатором и Правительством  Нижегородской области еще до принятия бюджета  в какой-то мере улучшит его финансовые возможности.

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц