Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

10.12.2013С.И.Утросиной на публичных слушаниях 10 декабря 2013 года «К ПРОЕКТУ БЮДЖЕТА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НА 2014 ГОД»

С.И.Утросиной на публичных слушаниях 10 декабря 2013 года «К ПРОЕКТУ БЮДЖЕТА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НА 2014 ГОД»

 

ДОКЛАД  директора департамента финансов администрации города С.И.Утросиной на публичных слушаниях 10 декабря 2013 года «К ПРОЕКТУ БЮДЖЕТА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НА 2014 ГОД»

 

Уважаемые нижегородцы!

 

Позвольте представить Вашему вниманию проект бюджета города на 2014 год.

Формирование бюджета города Нижнего Новгорода на 2014 год велось с учетом изменений федерального и областного законодательства в части распределения полномочий и межбюджетных отношений и основывалось на:  

- Бюджетном послании Президента РФ;

- Прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2014-2016 годы;

- подходах и принципах, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (постановление администрации города Нижнего Новгорода от 29.08.2013 № 3282).

В соответствии с действующим законодательством был утвержден среднесрочный финансовый план города Нижнего Новгорода на 2014-2016 годы.

На слайде представлены основные параметры бюджета города (доходы, расходы, дефицит) на три года вперед в соответствии со среднесрочным финансовым планом, представляемым одновременно с бюджетом.

 

Примечание:

Основные параметры среднесрочного финансового плана

города Нижнего Новгорода на  2014-2016 годы

Таблица 1.1

млрд. руб.

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Доходы бюджета города Нижнего Новгорода

17,1

21,3

22,6

23,9

Расходы города Нижнего Новгорода

17,7

22,7

24,0

25,5

Дефицит (-), профицит (+)

0,6

1,4

1,4

1,6

 

Бюджетная политика в области доходов

 

При формировании доходной части бюджета города Нижнего Новгорода на 2014 год так же были учтены:

- сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов за предыдущие периоды;

- информация отраслевых департаментов о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.

Кроме того, с 01 января 2014 года вступают следующие изменения налогового законодательства:

1. По налогу на доходы физических лиц:

- увеличен размер стандартных налоговых вычетов на детей  (с 1,4 тыс. руб. до 2,0 тыс. руб. для налогоплательщиков на второго ребенка, с 3,0 тыс. руб. до 4,0 тыс. руб. для налогоплательщиков, имеющих трех и более детей, с 3,0 тыс. руб. до 12,0 тыс. руб. на детей-инвалидов);

- увеличен предельный доход налогоплательщика, по достижении которого стандартный налоговый вычет не предоставляется, (с 280,0 тыс. руб. до 350,0 тыс. руб.);

          -перераспределен норматив отчисления налога, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента,  50% будет зачисляться в федеральный бюджет, 50% - в бюджет города Нижнего Новгорода. В настоящее время 100 % указанного налога зачисляется в бюджет Нижегородской области.

2. Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки и доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков будут полностью зачисляться в бюджет города Н. Новгорода  (в 2013 году в бюджет Н.Новгорода  зачислялось 80% поступлений).

3. Установлен процент отчислений в размере 9,4601% в бюджет города (от 100% налога, утвержденного в бюджете Нижегородской области к распределению между местными бюджетами) от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Размер указанного норматива отчислений зависит от протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности города Н.Новгорода.

Планируемые доходы от акцизов на автомобильный и прямогонный  бензин  в  сумме  67,5 млн. руб. утвержденные для бюджета города Нижнего Новгорода проектом закона Нижегородской области  ''Об областном бюджете на 2014 год", будут направлены на формирование муниципального дорожного фонда города Нижнего Новгорода.

 

В проекте бюджета города на 2014 год сумма доходов составляет 21,3 млрд. руб. (в 2013 году – 17,1 млрд. руб.), в том числе:

- собственные доходы 13,9 млрд. или 65,2 %;

- безвозмездные поступления –7,4 млрд. или 34,8 %.

Несмотря на то, что в стоимостном выражении растет сумма, как собственных доходов, так и межбюджетных трансфертов, из года в год наблюдается отрицательная тенденция к снижению доли собственных доходов в доходной части бюджета города. Так, если  в прошлом году  доля собственных доходов составляла 71%, то в наступающем году она составит лишь 65%.

В собственных доходах:

налоговые поступления составят 10,4 млрд. руб. или  74,8 %;

неналоговые поступления - 3,5 млрд. или 25,2 %.

В структуре налоговых поступлений основной объем составляют:

налог на доходы физических лиц в сумме 7,2 млрд. руб., или 69,2 % от  налоговых поступлений;

налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме 1,9 млрд. или 18,4% от налоговых поступлений;

налоги на совокупный доход (единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог, налог в виде стоимости патента при применении упрощенной системы налогообложения) в сумме 1,0 млрд. или 10,0% от налоговых поступлений.

В структуре неналоговых поступлений основной объем составляют:

- доходы от аренды земли и продажи права аренды земельных участков в сумме 1,2 млрд.руб. – 34 % от неналоговых поступлений;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 790,0 млн. – 22,8 % от неналоговых поступлений;

 - доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в сумме 636,1 млн. руб., или 18,4 %  от неналоговых поступлений;

- прочие доходы от использования имущества в сумме 291,4 млн. руб. – 8,4% от неналоговых поступлений.

Сумма межбюджетных трансфертов в 2014 году составит 7,5 млрд. руб., что на 2,7 млрд. больше, чем в исходном бюджете 2013 года.

Структура безвозмездных поступлений представлена на слайде.

 

Бюджетная политика в области расходов

С 1 января 2014 года изменения коснутся не только перераспределения доходной части бюджета, но и формирования её расходной части.

В соответствии с областными правовыми актами в бюджет города будут переданы:

- 19 специализированных детско-юношеских спортивных школ;

- 3 музея и имущество 3-х филиалов государственных историко-архитектурных музеев-заповедников;

- 1 театр;

- 1 библиотека;

- выплата пенсий за выслугу лет для выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы;

- мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.

 

В соответствии с бюджетным законодательством департаментом финансов была разработана Методика планирования бюджетных ассигнований бюджета города Нижнего Новгорода на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Приоритетными направлениями планирования бюджетных ассигнований являлись текущие расходы: зарплата с начислениями, коммунальные услуги, питание, содержание дорог, организация пассажирских перевозок общественным муниципальным транспортом.

 

Расходы на оплату коммунальных услуг рассчитаны в пределах лимитов, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области с учетом прогнозного роста тарифов и 10% экономией. Использованные при расчетах тарифы на 2014 год составили:

на тепловую энергию - 111,0%;

на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям - 112,6%;

на природный газ - 115%;

на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод – 105,7%.

Расходы на приобретение продуктов питания и медикаментов на 2014 год рассчитаны на уровне первоначального бюджета на 2013 год с учетом вновь принятых обязательств и прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен.

Расходы на содержание органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода рассчитаны в соответствии с нормативом формирования указанных расходов, утверждённым постановлением Правительства Нижегородской области.

Расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы сформированы в пределах существующей штатной численности работников муниципальных учреждений с учетом:

- изменения числа учреждений;

- повышения заработной платы работников учреждений, планируемого в течение 2014 году.

 

Общая сумма расходов в 2014 году составит 22,7 млрд. руб., что на 5,0 млрд. руб. больше, чем в 2013 году.

Формирование расходов на 2014 год осуществлялось с выделением объемов действующих и принимаемых обязательств:

объем действующих расходных обязательств прогнозируется в сумме 20,2 млрд. рублей,

объем принимаемых расходных обязательств прогнозируется в сумме 2,5 млрд. рублей.

К принимаемым обязательствам отнесены расходы на повышение заработной платы в 2014 году и на финансовое обеспечение вновь принятых обязательств (учреждений).

На следующем слайде Вы можете видеть общую структуру расходов и процентное соотношение отраслей в общем объеме расходов бюджета.

Наибольший удельный вес занимают:

- Образование – 56,8 %;

- Национальная экономика – 21,3 %;

- Общегосударственные вопросы – 7,2 %;

- Жилищно-коммунальное хозяйство – 5,0 %.

 

Примечание:

Млрд. руб.

Раздел

Наименование раздела

Бюджет города

на 2013 год

Удельный вес в общей сумме расходов (%)

2013 год

Бюджет города

на 2014 год

Удельный вес в общей сумме расходов (%)

2014 год

0700

Образование

9,8

55,9

12,9

56,8

0400

Национальная экономика

3,2

18,4

4,8

21,3

0100

Общегосударственные вопросы

1,4

8,0

1,6

7,2

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,2

7,0

1,2

5,0

0800

Культура и кинематография

0,4

2,2

0,8

3,6

1000

Социальная политика

0,4

2,5

0,5

2,2

 

Прочие

1,1

6,0

0,9

3,9

 

ВСЕГО

17,5

100,0

22,7

100,0

 

Представленный проект бюджета имеет социальную направленность.

14,2 млрд. руб. или 62,6 % от общей суммы расходов приходятся на образование, культуру, спорт, молодежную и социальную политику.

По сравнению с 2013 годом расходы на социальную сферу выросли на 3,6 млрд. руб., в том числе за счет собственных средств на 1,5 млрд. руб.

 

Социальная сфера

Указанные средства в первую очередь будут направлены на:

 - финансовое обеспечение деятельности 657 учреждений  образования, культуры,  спорта и социальной политики;

-  проведение мероприятий по оздоровлению детей;

-  оказание социальной помощи населению

-  проведение культурно- массовых мероприятий;

Сумма расходов на исполнение нормативных публичных обязательств по сравнению с 2013 годом выросла на 25% (с 267,8 млн. руб. в 2013 до 335,7млн. руб.  в 2014).

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, с 01 января 2014 года в бюджете города запланирован муниципальный дорожный фонд.

 Он представляет собой аккумулированные в бюджете города средства от поступлений по акцизам на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, которые будут направлены на содержание и ремонт дорог в Нижнем Новгороде. Форма создания муниципального дорожного фонда, не требует образования юридического лица и будет курироваться действующими структурными подразделениями администрации (департаментом дорожного хозяйства).

Кроме средств муниципального дорожного фонда на содержание, ремонт, строительство дорожной инфраструктуры в бюджете города на 2014 год  предусмотрены средства в сумме 1,9 млрд. руб.

Капитальное строительство

На капитальное строительство за счет средств городского бюджета в 2014 году предусмотрены расходы в сумме почти 0,5 млрд. руб.

На слайде представлены основные направления расходования средств.

 

Обслуживание государственного и муниципального долга

Структура муниципального долга

По прогнозам муниципальный долг Нижнего Новгорода на 01.01.2014 года может составить 5,2 млрд. руб.  На конец года муниципальный долг может достигнуть 6,5 млрд. руб.

 В соответствии с бюджетным законодательством муниципальный долг не может превышать сумму собственных доходов бюджета (13,8 млрд. руб.).

Для усиления финансовой дисциплины и в целях удержания размера долга на экономически безопасном уровне администрация города использовала право, ввода дополнительного ограничения размера долга и определила его в пределах 50 % от собственных доходов (6,9 млрд. руб.).

Сумма прогнозируемого муниципального долга на конец 2014 года на 400,0 млн.,  меньше установленной нормативом.

ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В 2014 ГОДУ

Запланированный размер дефицита составит 1,4 млрд. руб. (или 9, 856%)

Напомню, что размер дефицита не должен превышать 10% от собственных доходов.

Дефицит предполагается покрывать за счет банковских кредитов.

При формировании бюджета на 2014 год соблюдены все требования Бюджетного кодекса РФ в части планируемого дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема муниципальных заимствований.

 

В заключении хочу сказать, что проект бюджета 2014 года отличает:

- рост расходных обязательств социального характера, исполнение которых носит обязательный характер, при несоответствующем росте доходной части бюджета;

- сбалансированность бюджета, достигнутая благодаря использованию в методике планирования бюджета практически предельного размера дефицита бюджета;

- жесткий подход к планированию размера муниципального долга.

При планировании бюджета 2014 года администрация города во главу угла ставила задачу стопроцентного исполнения социальных обязательств и поддержания финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета города Н.Новгорода.

Выполнение этих условий позволит в течение года решать не только текущие задачи, но станет основой для стратегического развития города.

 Бюджет это не способ решения проблем, а лишь инструмент их финансирования. 

 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц