Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

23.11.2016«Местное самоуправление должно управлять землей - это доходная часть бюджета и инвестиционная привлекательность города», - Иван Карнилин

«Местное самоуправление должно управлять землей - это доходная часть бюджета и инвестиционная привлекательность города», - Иван Карнилин

Сегодня на заседании городской Думы Нижнего Новгорода, которое прошло под председательством главы города Ивана Карнилина, депутаты единогласно проголосовали за внесение поправок в проект закона Нижегородской области № 1885-5 «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Ниже­городской области». Речь идет о возвращении областному центру полномочий в градостроительной сфере и управлении земельными ресурсами.

Как отметил заместитель главы администрации города Анатолий Молев, произошедшая с 2015 года передача полномочий в области градостроительной деятельности на областной уровень существенно осложнила  работу органов местного самоуправления и привела к снижению экономической эффективности управления земельными ресурсами и градостроительной деятельности.

До 2015 года Нижний Новгород имел одну из лучших в стране муниципальных практик по реализации договоров о развитии застроенных территорий (РЗТ), также у нас эффективно работала программа волнового переселения жителей ветхого и аварийного фонда. По итогам работы по развитию застроенных территорий в Нижнем Новгороде с 2007 года было заключено 105 договоров, из них 7 – исполнены в полном объеме, 81 договор действует, 17 договоров расторгнуты по разным причинам.  Как отметил на заседании городской Думы депутат Андрей Дранишников, в 2015 году была нарушена работающая система подготовки и проведения аукционов, в результате город потерял реальные доходы: «Сейчас мы стоим на пороге принятия решения. Полномочия, которые были искусственно отобраны,  должны быть возвращены городу».

 Правительство Нижегородской области в 2015-2016 годах заключило только 4 договора с инвесторами, хотя при передаче полномочий администрацией Нижнего Новгорода были направлены в Правительство области материалы для проведения 21 аукциона по развитию застроенных территорий. В 2015-2016 годах ни одного нового аукциона подготовлено не было.

В результате в 2015 году бюджет Нижнего Новгорода получил в виде субсидии лишь 100 млн. рублей. В 2016 году бюджет Нижнего Новгорода не получил денежных средств ни в виде субсидий, ни в виде оплаты по договорам о развитии застроенных территорий.

Таким образом, недополучение доходов в бюджет города Нижнего Новгорода только в связи с передачей полномочий по принятию решений о РЗТ и проведению аукционов на право их заключения составило в 2015-2016 годах около 2 млрд. рублей.

«Это решение имеет социальную составляющую, многие депутаты принимали участие в разработке программы волнового переселения жителей ветхого и аварийного фонда. Другие регионы приезжали к нам и обучались этой практике. Сегодня реализовывать эту программу обеспечивать нуждающихся нижегородцев комфортным жильем мы не можем», - подчеркнул депутат Игорь Нагорный.

Депутат Алексей Гойхман рассказал о том, как передача полномочий сказалась на социальной инфраструктуре города на примере микрорайона Гордеевский. Там участок, зарезервированный администрацией города под строительство детского сада, был отдан инвестсоветом под многоэтажное жилищное строительство: «Это произошло в микрорайоне Гордеевский, где очередь в дошкольные учреждения 600 человек. Отдавая землю под строительство жилья на областном уровне, не понимают, что происходит с социальными объектами. Это говорит о том, что без города такие решения принимать нельзя, сегодня мы не знаем, как выйти из этой ситуации. Люди в Гордеевке протестуют и не дают строить эти жилые дома вместо детского сада, и дело, скорее всего, уйдет в суд. Поэтому я убежден, что градостроительные полномочии нужно вернуть органам местного самоуправления».

Так как в начальную цену аукционов включены понесенные затраты на расселение ветхих  и  аварийных  домов на территории,  подлежащей развитию,  то реализация  закона № 197-З сделала невозможным финансирование дальнейшего расселения жителей аварийных домов. Если в 2015 году на расселение жителей аварийных домов администрация города Нижнего Новгорода направляла около 1000 квартир, то в 2016 году - ни одной. Таким образом, законом № 197-З уничтожен механизм финансирования расселения жителей аварийных домов.

В 2016 году Правительством Нижегородской области проведено всего 2 аукциона по продаже земельных участков в целях строительства многоквартирных домов в городе Нижнем Новгороде.

 Срок вступления в силу законопроекта, в случае его принятия,  предполагается с 1 января 2017 года. Отметим, что городские думы Арзамаса и Дзержинская уже направили свои предложения о возвращении градостроительных полномочий органам местного самоуправления. правда из законопроекта, который рассматривает Законодательное  собрание исключен Нижний Новгород. В этой связи предлагается Законодательному Собранию принять поправки (подготовлены депутатом Законодательного собрания Андреем Тарасовым) к проекту закона Нижегородской области № 1885-5, предусматривающие осуществление полномочий в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений органами местного самоуправления муниципальных образований с численностью населения  более 200 тысяч человек.

«В абсолютных цифрах мы теряем около 2 млрд. рублей доходной части бюджета. Мы не проводим аукционы, решения принимаются на региональном уровне, а документы согласовываются в городе. Мы проводим публичные слушания на основании тех решений, которые принимает инвестсовет. Вы видели, что решение по Гордеевке – вместо садика, который есть в генплане, встают два 17-этажных дома. Поэтому есть цель вернуть градостроительные полномочия, которые должны быть у города по закону. Местное самоуправление должно управлять землей, это доходная часть, и инвестор к нам пойдет. Завтра будет Законодательное собрание, и мы надеемся на благоразумие», - отметил Иван Карнилин.

Напомним, что в 2014 году были достигнуты  высокие темпы строительства жилья, когда было введено в эксплуатацию около 800 тыс. кв. метров жилых домов. В результате передачи полномочий в 2016 году в городе Нижнем Новгороде планируется ввести в эксплуатацию только 356,0 тыс.кв.м жилья. Такая же тенденция будет наблюдаться и в 2017 году, объем ввода не превысит 400 тыс.кв.м.

Итог обсуждению подвел заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Олег Сорокин, который отметил, что после передачи градостроительных полномочий на региональный уровень в Нижнем Новгороде вновь появились обманутые дольщики.

«Мониторинг городских строек, в таком режиме, как это делала администрация города, сейчас не ведется. В результате тысячи жителей оказались обманутыми. Кроме этого, Нижний Новгород был первыми по темпам роста объемов строительства жилья. Мы  строили по 800 тыс. кв.м. в год. По итогам 2016 года цифра опять будет плачевной, а это серьезный удар по строительной отрасли, которая определяет развитие Нижнего Новгорода. За последние два года в городе не построено ни одного знакового объекта, потому что инвесторы не понимают куда им и за чем идти. Я считаю, что возвращение полномочий в градостроительной сфере - один из принципиальнейших вопросов развития Нижнего Новгорода», - отметил Олег Сорокин.

 

Фоторепортаж

Видеокомментарий В.А.Растеряева 

Видеокомментарий И.Н.Карнилина 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц