Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

07.06.2011Выступление начальника юридического управления городской думы И.Л.Масловой на публичных слушаниях по обсуждению проекта решения о внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода

Выступление начальника юридического управления городской думы И.Л.Масловой на публичных слушаниях по обсуждению проекта решения о внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода

Уважаемое собрание!

 С декабря 2010 года, когда городская Дума в последний раз вносила изменения в Устав города Нижнего Новгорода, федеральное законодательство претерпело ряд изменений.

Было принято 3 Федеральных закона, значительно изменяющих регулирование местного самоуправления:

Федеральный закон от 29.12.2010 № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

Федеральный закон от 20.03.2011 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов»,

Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Изменения были внесены в статью 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  касающуюся вопросов местного значения. Федеральным законом перечень вопросов местного значения был дополнен такой обязанностью ОМС, как создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), поэтому необходимо внести соответствующие изменения в статью 8 Устава.

ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс» - пункт 8 статьи 63 необходимо изложить в следующей редакции: «8) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;».

 Самые значительные изменения были внесены Федеральным законом от 20.03.2011 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов», в соответствии с которым статья 29 дополняется новым абзацем: «Половина депутатов городской Думы избирается по одномандатным избирательным округам, половина - по муниципальному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями)».

Эта норма статьи 29 Устава города Нижнего Новгорода будет применяться к выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, назначенным по истечении девяноста дней после дня вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 38-ФЗ–ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов». Данная особенность отражена в статье 74 Устава в предлагаемой редакции.

 Кроме того, Федеральным законом № 38-ФЗ вносится изменение в регулирование деятельности фракций.

На основании этого предлагается дополнить Устав статьей 30.1:

«Статья 30.1. Фракции в городской Думе города Нижнего Новгорода

1. Депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в пункте 3 настоящей статьи.

4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

5. Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в городской Думе города Нижнего Новгорода, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

7. Несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий».

Необходимо отметить, что статья 30.1 Устава города Нижнего Новгорода будет применяться к депутатам и фракциям в городской Думе, если голосование на выборах состоялось после дня вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 38-ФЗ–ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов». Такая особенность отражена в статье 74 Устава в предлагаемой редакции.

 Также данным Федеральным законом внесено новшество – если часть депутатов представительного органа избрана в составе партийных списков, то  такая процедура как отзыв депутата теперь не применяется. Причем это касается всех депутатов - как избранных в составе списка, так и избранных по одномандатным округам. Соответствующие изменения необходимо внести в ряд статей устава:  7, 13, 16 исключить, 29, 37,  43, 57 исключить.

 Предлагается также уточнить ряд статей Устава города Нижнего Новгорода, поскольку из-за пробелов в регулировании ранее возникали вопросы по применению тех или иных норм.

Например, статья 41 не давала ответа на вопрос, кто и каким правовым актом назначает исполняющего обязанности главы администрации города на период его временного отсутствия или прекращения полномочий. На данный вопрос обратила внимание прокуратура города Нижнего Новгорода.

Теперь в статье 41 изложено подробно:

«5. Глава администрации города Нижнего Новгорода издает правовой акт администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанностей главы администрации города Нижнего Новгорода на период его временного отсутствия на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, а при его отсутствии - на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода.

Если главой администрации города Нижнего Новгорода не издан правовой акт администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанностей главы администрации города на период его временного отсутствия, первый заместитель главы администрации города Нижнего Новгорода приступает к исполнению обязанностей главы администрации города Нижнего Новгорода на основании изданного им правового акта администрации города Нижнего Новгорода. При отсутствии первого заместителя главы администрации города исполнение обязанностей главы администрации города Нижнего Новгорода возлагается правовым актом главы города Нижнего Новгорода на одного из заместителей главы администрации города Нижнего Новгорода»;

«5.1. В случае прекращения полномочий главы администрации города Нижнего Новгорода (в том числе досрочно), исполнение обязанностей главы администрации города Нижнего Новгорода возлагается правовым актом главы города Нижнего Новгорода на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода.

При отсутствии первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода исполнение обязанностей главы администрации города Нижнего Новгорода возлагается городской Думой города Нижнего Новгорода на одного из заместителей главы администрации города Нижнего Новгорода. До принятия решения городской Думы города Нижнего Новгорода исполнение обязанностей главы администрации города Нижнего Новгорода возлагается на одного из заместителей главы администрации города Нижнего Новгорода правовым актом главы города Нижнего Новгорода»;

Аналогичное уточнение предлагается и в статье 44, касающейся администраций районов города.

 «В случае временного отсутствия главы администрации района, расторжения с ним трудового договора, его обязанности на основании правового акта администрации города Нижнего Новгорода исполняет первый заместитель главы администрации района, а при его отсутствии - заместитель главы администрации района города Нижнего Новгорода».

 Структура администрации города - статья 41. Ранее предусматривалось, что в структуру администрации города Нижнего Новгорода входят функциональные и территориальные подразделения администрации. Теперь предлагается дополнить: «В структуру администрации города Нижнего Новгорода входят глава администрации города Нижнего Новгорода,  заместители главы администрации города Нижнего Новгорода,», а также «В решении о структуре администрации указывается подчинение отраслевых (функциональных) структурных подразделений и территориальных органов главе администрации города Нижнего Новгорода, заместителям главы администрации города Нижнего Новгорода».

 Также уточнение требует статья 45 Устава города, регулирующая полномочия главы администрации района. Поскольку глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, то он как должностное лицо должен наделяться не просто полномочиями, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Также при анализе законодательства о местном самоуправлении было установлено, что существует ряд норм, которые должны регулироваться только Уставом города, однако в нашем  Уставе существуют пробелы

Так, статью 7 предлагается дополнить нормой о порядке формирования избирательной комиссии: «Половина от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород назначается на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений.

Вторая половина от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования город Нижний Новгород назначается на основе поступивших предложений избирательной комиссии Нижегородской области».

 Кроме того, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что порядок отчетности муниципальных предприятий и муниципальных учреждений также должен быть предусмотрен в Уставе (статья 64). Предлагается дополнить Устав нормой «Муниципальные предприятия и учреждения ежегодно по окончании отчетного периода представляют администрации города Нижнего Новгорода отчеты о результатах своей деятельности, отчеты об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, отчеты об использовании муниципального имущества, годовую бухгалтерскую отчетность, а также иные документы, перечень которых определяется администрацией города Нижнего Новгорода».

 Предлагается также дополнить статью 43 Устава города таким полномочием администрации города, как «организует мероприятия в области мобилизационной подготовки и мобилизации».

Кроме того, в ходе подготовки к слушаниям было установлено, что было принято постановление городской Думы, которым администрация города наделяется правом организатора муниципальных лотерей, тогда как таким правом администрацию может наделить только Устав города, предлагается внести в устав в статью 43 соответствующую норму.

 Просим высказывать свои предложения и замечания устно и письменно. Они будут обобщены комиссией, и комиссией будет принят итоговый документ (результаты слушаний), который будет официально опубликован и направлен главе города и депутатам городской Думы.

 


 


Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц