Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

06.08.2013«С точки зрения управления финансами, стратегия Нижнего Новгорода выбрана правильно, и работа ведется по всем направлениям», - Вячеслав Аксиньин

«С точки зрения управления финансами, стратегия Нижнего Новгорода выбрана правильно, и работа ведется по всем направлениям», - Вячеслав Аксиньин

«С точки зрения управления финансами, стратегия Нижнего Новгорода выбрана правильно, и работа ведется по всем направлениям. Как специалист в области государственного и муниципального управления финансами, я вижу комплексный подход к формированию бюджета по нескольким направлениям», - заявил депутат городской Думы Нижнего Новгорода Вячеслав Борисович Аксиньин, оценивая бюджетную политику Нижнего Новгорода в преддверии формирования бюджета на 2014 год.

    «Путем создания новых рабочих мест, формирования перспективных проектов и привлечения инвесторов мы добиваемся   увеличения налоговой  базы и роста доходов по основным видам налоговых доходов в городском бюджете. У нас есть  огромные ресурсы по увеличению собственных доходов  от налогов на имущество и на землю. В Нижнем Новгороде достаточно большое количество земельных участков и имущества граждан  не поставлено на кадастровый учет  и не учтено при налогообложении. Дума во главе с  О.В. Сорокиным впервые занялась этой  проблемой.  Глава города прекрасно разобрался в этом вопросе  и поставил перед городской администрацией задачу, чтобы сбор  налогов на имущество и землю был упорядочен, так как они относятся к основным источникам доходов городского бюджета. По моим оценкам, в результате правильной организации  учета  мы сможем получать ежегодно более пятисот миллионов рублей дополнительно. Глава города и депутаты это понимают и учитывают.

  Другой источник поступления средств на развитие города – участие во всех региональных и федеральных программах. Глава города О.В. Сорокин особенно настаивал на подготовке заявок, и мы понимаем, что отсутствие инициатив Нижнего Новгорода  в государственных целевых программах было одним из серьезнейших недостатков прошлых лет. Сейчас город гораздо активнее работает в этом направлении, чего раньше мы  не наблюдали.

  Нередко мы  слышим упреки в том, что Нижний Новгород стал всего лишь одним из районов Нижегородской области. На мой взгляд, это ложные идеи и манипулирование терминами: Нижний Новгород– не муниципальный район, а городской округ. В межбюджетных отношениях есть специфические нюансы: по Бюджетному кодексу все городские округа должны быть равны с точки зрения нормативов налоговых отчислений.  Если Нижнему Новгороду увеличить нормативы, то закон обязывает ровно так же увеличить нормативы всем городским округам в регионе. Тогда методология по формированию расходов в других округах не срабатывает – это уже просчитано: ряд городских округов, исходя из единой методики расчетов,  получат нормативных средств больше, чем Нижний Новгород. 

  В урегулировании этих противоречий депутаты активно принимают участие, над этой проблемой работает областное  министерство финансов. Мы готовим законодательную инициативу по внесению изменений в Бюджетный кодекс и федеральное законодательство с тем, чтобы  для административных центров всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для Нижнего Новгорода,  региональные власти могли  самостоятельно утверждать отдельные нормативы, то есть речь идет о едином подходе на уровне Федерации. Мы планируем внести эту инициативу на рассмотрение  Законодательного Собрания, предварительные переговоры об этом идут. В областном правительстве и министерстве финансов понимание тоже достигнуто, потому что врагов там нет – везде  такие же  нижегородцы.  

  Даже в этой непростой ситуации мы видим, что губернатор и правительство обращают пристальное внимание на Нижний Новгород, и огромные средства идут конкретно для жителей Нижнего Новгорода  путем совместного финансирования крупных социальных проектов. Например, метро – для кого оно строилось?  Для нижегородцев. Конечно, город вкладывался по своим возможностям в эту стройку, но намного меньше, чем область и Федерация.   Сейчас продолжается строительство южного обхода вокруг Нижнего Новгорода. Губернатор и правительство «пробили» очень выгодный бюджетный кредит – для чего? Чтобы,  в том числе и облегчить транспортную напряженность в Нижнем Новгороде. Строительство нового моста через Волгу  тоже принесет большое благо нижегородцам.

   Поэтому, когда некоторые «эксперты» играют цифрами по бюджетной обеспеченности нижегородцев и делают выводы об ущемлении их интересов, нельзя учитывать только собственные доходы городского бюджета и нельзя сравнивать дотационные регионы с регионами – донорами. У нас в России, можно считать, только 33 региона-донора, в том числе и Нижегородская область. Все остальные – много дотационные. Говорить об исполнении бюджета только по собственным доходам без привлеченных средств – это некорректно. Нужно считать все доходы, включая субвенции, субсидии и  инвестиции вышестоящих бюджетов.    Государственное финансирование метро полностью прошло через город, почему же не считать это нашим доходом? Каждое направление по формированию городского бюджета является, с одной стороны, самостоятельной задачей, с другой стороны, взаимосвязанной с межбюджетными отношениями. В результате мы получим объективную картину.

    Я считаю, что город не изолирован и открыт для взаимодействия, и в нашем бюджетном процессе происходят абсолютно понятные вещи. Иногда законодатели на федеральном уровне допускают разрывы между финансовыми законами и ведомственными. Возьмем Закон об образовании. Сейчас финансирование образовательного процесса дошкольного и дополнительного образования перенесено из муниципального ведения на уровень государственных полномочий. Но Бюджетный кодекс не позволяет   передать средства из городского бюджета  в областной в необходимом объеме, а затем вернуть их в виде субвенций.  Для дотационных регионов проблем нет, а Нижний Новгород, как всегда, попадает в особое положение: чтобы осуществить эту финансовую операцию, нужно снизить нормативы  по подоходному налогу ниже установленного предела.  Насколько мне известно,  губернатор В.П. Шанцев обсуждал решение этой коллизии в Правительстве РФ и в Администрации Президента, министр финансов области  О.Ю. Сулима выступала на коллегии Минфина РФ. Такая же ситуация во всех крупных городах-донорах, где механизм реализации закона не работает в полном объеме.

  Большим преимуществом является установление в нашем городе позитивных взаимоотношения между представительной и исполнительной ветвями власти и с вышестоящими государственными органами – этот конструктив дает определенные плоды, которые мы видим на примере конкретных перемен в Нижнем Новгороде.

  Эффективно управлять таким коллективом, как городская Дума, очень непросто. Каждый человек самодостаточен и имеет собственное мнение. Говорить о думском «послушном большинстве» совершенно не правильно. Это видно по составу Думы. Во многих публикациях  пишут, что Дума - это какая-то конгломерация бизнесменов. Во-первых, у нас практически вся страна так или иначе работает в бизнесе. Если посмотреть объективно на качественный состав Думы, то, я считаю, это управленцы с огромнейшим хозяйственным и жизненным опытом работы, в том числе и в бизнесе. Шесть из 42 депутатов в различные периоды новейшей истории города работали заместителями мэра по ведущим направлениям – экономика, финансы, городское хозяйство, строительство, управление городским имуществом и земельными ресурсами.

   Многих я знал задолго до работы в городской Думе как руководителей крупных нижегородских предприятий, некоторые депутаты в прошлом служили в Вооруженных Силах России на командных должностях. Большинство депутатов имеют по два высших образования  -  это дипломы ведущих вузов страны. Ряд депутатов имеют государственные и ведомственные награды и звания .Заместитель главы города Д.П. Бирман и в недавнем прошлом депутат Госдумы РФ А.Н. Котюсов известны не только в политических, деловых, но и в литературных кругах России. Интересы пенсионеров представляет лично управляющий регионального отделения  Пенсионного фонда России В.Э. Тарасов.  И.М. Богданов был в свое время депутатом Верховного совета СССР.  В Думе работают известные в Нижнем Новгороде юристы. Это профессиональный, качественный состав специалистов высокого уровня, которые способны грамотно решать вопросы с учетом всех тенденций в развитии города.

   Иногда решения Думы кажутся  непопулярными, но депутаты вынуждены идти на компромисс, чтобы обеспечить улучшение жизнедеятельности города не только для сегодняшнего, но и для будущих поколений. Мы уже имели прецедент, когда  принятое из ложного популизма  решение  остановило строительство метро на 20 лет.

  По некоторым вопросам идет просто подмена понятий. Например, депутаты прекрасно относятся к парку Кулибина, и речь не идет о самом парке, а только о полосе шириной в три метра вдоль ограды. Это узкое место необходимо ликвидировать для расширения дороги  – это видно и понятно всем. Спекулировать на этом, и говорить, что депутаты выступили против парка Кулибина – значит, манипулировать общественным мнением. Депутаты приняли решение компенсировать ущерб от вырубки деревьев на этой небольшой площадке  в десятикратном объеме посадкой нового сквера на улице Горького. По личной инициативе мы, депутаты,  посадили деревья в сквере на Похвалинском съезде -  просто сложились и озеленили этот сквер. Я каждую неделю наблюдаю, как приживаются  наши каштаны.

   Глава города Олег Сорокин каким-то волшебным образом, я даже не представляю как, концентрирует Думу и в определенной мере направляет ее работу. Конечно, иногда он бывает эмоционален – может быть, это лишнее для политика его уровня, но как человека я его прекрасно понимаю и  искренне поддерживаю. Все разговоры о том, что глава города кого-то подмял, я считаю полным бредом. Я Олега Валентиновича знаю достаточно давно – и с человеческой, и с деловой стороны. Это хороший, очень грамотный управленец.

    В этом созыве городской Думы мы впервые работаем в структуре, когда есть глава города и глава администрации. Как глава города Олег Валентинович взял на себя  стратегические направления формирования доходной части бюджета и систему развития города в целом. Я думаю, это правильно. Тактические действия – это дело администрации.

    На мой взгляд, пока притирка  в работе идет, но уже ясно – с одной стороны, стратегия развития, с другой – оперативное управление жизнедеятельностью города.      Это разделение произошло, для меня оно очевидно. Об этом идет речь в ежегодных отчетах главы города. Особенно мне понравился его последний отчет о стратегическом развитии города. Олег Валентинович уделил особое внимание стратегии и выделил  главные направления, с которыми я согласен. Я считаю, что Дума – это команда профессионалов, которую возглавляет профессионал».

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц