Городская Дума Нижнего Новгорода
Председатель городской Думы

23.03.2017Доклад главы города Нижнего Новгорода И.Н.Карнилина на заседании городской Думы Нижнего Новгорода 22 марта 2017 года по вопросу: «Отчет главы города Нижнего Новго¬рода о результатах его деятельности за период с 7 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года

Доклад главы города Нижнего Новгорода И.Н.Карнилина на заседании городской Думы Нижнего Новгорода 22 марта 2017 года по вопросу: «Отчет главы города Нижнего Новго¬рода о результатах его деятельности за период с 7 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года

Уважаемые нижегородцы! Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Сегодня представляю отчет о работе  на посту главы города со дня избрания 7 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года.

В соответствии с  регламентом полный текст был вам представлен за 2 недели до заседания городской думы. Мой сегодняшний  доклад будет  более лаконичный. Постараюсь уложиться в регламент – 30-35 минут.

Если описывать отчетный период одним словом, то это будет определение как антикризисный. С задачей выхода из кризиса мы справились, теперь выходим на этап плановой работы.

Городская Дума Нижнего Новгорода шестого созыва начала свою работу в октябре 2015 года.  Необходимо подчеркнуть некоторые особенности ее количественного  и качественного состава по сравнению с предыдущим созывом. Депутатский корпус увеличен с 42 до 47 депутатов.

Это было сделано для того, чтобы депутаты могли более эффективно и адресно работать с обращениями своих избирателей – если раньше один депутат представлял интересы 40 тысяч избирателей, то в новой Думе на каждого депутата приходится 30 тысяч избирателей.

По избирательным округам были избраны 35 депутатов, 12 депутатов - по партийным спискам. Подтвердили доверие избирателей 22 депутата из прежнего созыва, что позволяет говорить о балансе преемственности и ротации депутатского корпуса.

Депутаты приняли самое активное участие в формировании администрации города и проведении конкурса на замещение должности главы администрации города. В силу правовых коллизий конкурс состоялся только в декабре. Поэтому  в конце 2015 года  в отсутствие главы администрации Дума взяла на себя всю полноту ответственности за принятие первого для себя бюджета города Нижнего Новгорода.

Сразу отмечу, что приоритетами бюджета города на 2016 год стали социальные обязательства перед жителями города, обеспечение стабильной работы бюджетных учреждений и всего городского хозяйства.

Здесь бы хотелось поблагодарить комиссию  по социальной  политике во главе с Пушкиным В.Е.  за то, что они настойчиво и последовательно отстаивали интересы горожан.

Статистика итогов  работы городской Думы  такова. За отчетный период  мы провели 17 заседаний городской Думы, на которых рассмотрели 467 вопросов, приняли 366 решений. Выпущено 251 постановление главы города, из которых 155 - о назначении публичных слушаний в области градостроительства. Утверждено 154 итоговых документа  о результатах публичных слушаний.

За 15 отчетных месяцев городская Дума рассмотрела результаты  37 публичных слушаний по проектам изменений генплана и результаты 20 публичных слушаний по проектам изменений в Правила землепользования и застройки. 

Должен подчеркнуть, что все правовые акты до их принятия проходили правовую экспертизу и, в необходимых случаях – оценку регулирующего воздействия на субъектов предпринимательской деятельности.

В результате этой работы в адрес городской Думы вынесено только 2 протеста прокурора на правовые акты, принятые  за отчетный период, и одно представление. В адрес главы города было направлено 10 представлений о необходимости разработки правовых актов. По результатам рассмотрения разработаны и приняты правовые акты либо дано поручение об их разработке.

Устав города в отчетном периоде изменялся один раз. Учтено более 10 федеральных  правовых актов, принятых в 2015-2016 годах.

Основной целью и задачей городской Думы города Нижнего Новгорода является принятие правовых актов – как нормативных, устанавливающих обязательные для исполнения на территории города правила, так и конкретных, индивидуальных.

Основные правовые муниципальные акты разработаны и приняты. Теперь необходимо  регулярно анализировать изменения  в законодательстве, практику применения актов и своевременно вносить  в них изменения.

В 2017 году перед органами местного самоуправления стоит задача продолжить совершенствование муниципальной правовой базы и  перейти к планированию и развитию города Нижнего Новгорода. Об этом мы с вами говорили на заседании совместном 21 марта, и было предложение Лазарева Е.И. , которое я принял к сведению и к исполнению.

Для того чтобы дальше двигаться, нам нужно разработать и принять много важных и сложных правовых актов, необходимость в которых давно назрела: планы и программы комплексного социально-экономического развития города,  программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры,  программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, программу комплексного развития социальной инфраструктуры, местные нормативы градостроительного проектирования.

Надеюсь, что в 2017 году мы  с администрацией города разработаем и примем эти важнейшие для стратегического развития города документы и главное – начнем их реализовывать.

Основой работы городской Думы является деятельность постоянных комиссий. В городской Думе 6 созыва работает 9 постоянных комиссий. Каждое полугодие комиссии принимали планы работы, на основании которых затем формировался  план работы городской Думы.

Заседания постоянных комиссий были открыты для представителей средств массовой информации, общественности. В заседаниях принимали участие руководители профильных подразделений администрации города, ответственные лица федеральных и региональных органов государственной власти, представители прокуратуры. Подробнейшим образом работа комиссий  за отчетный период изложена в отчете.

На первом заседании городской Думы, которое состоялось 7 октября 2015 года, мы решили все организационные вопросы. Состоялись выборы главы города Нижнего Новгорода и заместителя, сформированы постоянные комиссии,  избраны их председатели. В целях открытости и информационной доступности нашей работы, было принято решение вести прямые Интернет-трансляции заседаний городской Думы.

Перед городской Думой встала важнейшая задача – на конкурсной основе выбрать главу администрации города, чтобы обеспечить стабильную работу исполнительной власти.

Немедленного решения требовали вопросы по исполнению текущего бюджета и по формированию проекта бюджета города Нижнего Новгорода на 2016 год.  Именно поэтому на первом заседании городской Думы мы приняли поправки к блоку вопросов о порядке проведения конкурса и назначения на должность главы администрации города. 23 декабря у нас состоялось заседание городской  Думы, и была утверждена кандидатура Белова С.В.

Напомню, в каком финансовом состоянии находился Нижний Новгород в начале работы городской Думы шестого созыва.  Несколько цифр дают объективное представление о ситуации с исполнением бюджета  города в 2015 году.

На 1 октября 2015 года кредиторская задолженность составляла 2,2 млрд. рублей. Нарастающая кредиторская задолженность представляла угрозу для выполнения городом своих обязательств.

Причин тому было несколько: это и общая кризисная ситуация в стране, и неисполнение плана по налоговым и неналоговым доходам, и неисполнение безвозмездных поступлений от других бюджетов. Именно поэтому доходы бюджета за 2015 год были исполнены в сумме 24 млрд. рублей - это 86% к уточненному плану.

Кредиторская задолженность за 2015 год составила 1,9 млрд. рублей. Для сравнения: в январе 2015 года кредиторская задолженность была ниже 1,5 млрд. рублей, расплатиться по которой город смог только в ноябре 2015 года.

На 1 января 2016 года объем муниципального долга составлял более 8 млрд. рублей. Это банковские кредиты, 280 млн. рублей – бюджетные кредиты, предоставленные Министерством финансов Нижегородской области. Для сравнения: в 2010 году объем муниципального долга составлял 800 млн. рублей.

Напомню, что доля отчислений от НДФЛ как основного источника пополнения городской казны для города Нижнего Новгорода, с 2015 года была снижена с 23% до 18%, в 2011 году доля от НДФЛ составляла 30%, в 2012 году – 23%.  При этом Нижний Новгород обеспечивает около 60% всех налоговых поступлений, собранных с территории Нижегородской.

Вследствие недофинансирования в  2015 году в Нижнем Новгороде значительно снизились объемы жилищного строительства. В эксплуатацию было введено 445 тысяч квадратных метров жилья - разница с 2014 годом, когда было введено 800 тысяч квадратных метров, просто разительная.

В результате перераспределения полномочий в сфере градостроительной деятельности в Нижнем Новгороде была практически приостановлена программа волнового переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда.

В связи с передачей областному правительству полномочий в градостроительной сфере с 1 января 2015 года, город подготовил и передал области аукционной документации по реализации земельных участков на сумму более 1 миллиарда рублей, но, к сожалению, аукционы не были проведены. Это упущенные возможности для города. Город был вынужден приспособиться к новой реальности и реализовать антикризисную стратегию.

Итак, на 2016 год городская Дума приняла бюджет со следующими стартовыми параметрами: доходы - 22 млрд. рублей, расходы - 23 млрд. рублей при дефиците 0,9 млрд. рублей.

Бюджет был сформирован по программному принципу, при этом основная доля расходов была предусмотрена на социальную сферу и в целом составляла 15,6 млрд. рублей или 64% от всех затрат. В бюджете были учтены все главные социальные обязательства – зарплаты бюджетникам, коммунальные платежи, оплата школьного питания и т.д.

Но - существенно были снижены статьи затрат на текущий и капитальный ремонт учреждений образования, содержание и уборку дорог, недостаточно средств было предусмотрено на уличное освещение и благоустройство, огромные долги накопились у муниципальных предприятий «Нижегородпассажиравтотранс», «Нижегородэлектротранс», «Нижегородское метро».

   Из-за многомиллионных  долгов перед энергетиками в январе 2016 года дошло до отключения электричества,  в результате чего встали троллейбусы и трамваи. Администрация города провела переговоры  с энергетиками и заключила  соглашение о реструктуризации долга.

Депутаты городской Думы постоянно поднимали вопрос о необходимости капитального ремонта Молитовского моста, состояние которого было критическим, а ямочного ремонта было недостаточно. Предполагаемые затраты на ремонт составляли более 300 млн. рублей, а город мог выделить из своего бюджета только 10 млн.рублей.

Приведу еще один пример - на капитальный ремонт всех образовательных учреждений города, а их более шестисот, в бюджете 2016 года было предусмотрено всего 20 млн. рублей при реальной потребности в 255 млн. рублей.

Для реконструкции здания муниципального театра «Вера» нужно было изыскать 238 млн. рублей – таких средств в бюджете города не было, поэтому обсуждался вопрос консервации объекта. Город, по сути, находился в предбанкротном состоянии.

В сложившейся ситуации предстояло мобилизоваться, выстроить взаимодействие с правительством и Законодательным Собранием Нижегородской области, ежедневно отстаивая интересы города, доказывая необходимость софинансирования важнейших социальных программ и инфраструктурных проектов.

Но самым важным для городской Думы и администрации города было выстроить грамотное и эффективное управление собственными ресурсами,  найти дополнительные источники доходов и оптимизировать затраты.

Депутаты сразу поставили вопрос о повышении эффективности муниципальных предприятий, проанализировали финансово-экономическую деятельность, причины убыточности, поддержали кадровые изменения  на предприятиях.  

Городская Дума приняла участие в формировании советов директоров ключевых предприятий – «Теплоэнерго» и «Нижегородского водоканала». Впервые депутаты были избраны председателями советов директоров – это  Марк Самуилович Фельдман и Олег Владимирович Сорокин.

Для  оптимизации бюджетных расходов и поиска дополнительных источников пополнения доходной части бюджета была создана рабочая группа из депутатов городской Думы и представителей администрации города, которая  в сжатые сроки разработала план антикризисных мероприятий.

Городу нужно было как можно быстрее погасить кредиторскую задолженность и двигаться вперед, чтобы решать не только текущие задачи городского хозяйства, но и на основе анализа и прогнозирования выстраивать стратегию развития Нижнего Новгорода.

Не только город задолжал поставщикам работ и услуг –  у города также была масса должников, не исполнявших свои обеспечения. И с ними нужно было наладить системную работу. К примеру, неплатежи по арендной плате за использование земли и муниципального имущества исчисляются десятками миллионов рублей, и ситуация не менялась годами.

  В целях усиления контрольных функций по управлению городским имуществом, городская Дума приняла ряд важных документов. Во-первых, депутаты усилили контроль за распоряжением городским имуществом. Дума приняла Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода и о порядке принятия имущества в муниципальную собственность.

Согласно нормам Положения, контроль со стороны городской Думы значительно усиливался: не только объекты, включенные в Прогнозный план приватизации, но и каждый объект, предоставляемый по инвестиционному контракту, по концессии, в аренду, в аренду без торгов по заявлению общественных организаций теперь утверждается городской Думой. Отмечу принципиальную позицию депутатов по сохранению безвозмездной аренды для ветеранских и общественных организаций.

Никаких кулуарных решений теперь принято быть не может – судьбу любого, даже самого небольшого объекта муниципального имущества или земельного участка, определяет коллегиальное решение представительного органа власти.

Этой работой системно и эффективно занимается комиссия по имуществу и земельным отношениям. Сначала под председателем Владимира Александровича Панова, затем под председательством Кирилла Борисовича Лазорина.

Во-вторых, были существенно расширены полномочия сформированной городской Думой  контрольно-счетной палаты. Теперь сотрудники контрольно-счетной палаты  по решению главы города вправе проводить проверку любого учреждения, организации, предприятия, которое является получателем бюджетных средств. На основании заключений контрольно-счетной палаты администрация города принимает соответствующие управленческие решения.

Администрация города, со своей стороны, провела  тщательный анализ расходных обязательств и возможностей бюджета города по доходам, на основе которого был сформирован антикризисный план повышения доходов городского бюджета и увеличения эффективности расходования средств.

Для реализации антикризисного плана была создана соответствующая комиссия. Отмечу значительный личный вклад в работу комиссии заместителя главы администрации города Ирины Вячеславовны Кудрявцевой и председателя постоянной комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марка Самуиловича Фельдмана.

Эффект  от реализации антикризисного плана составил более  1,5 млрд. рублей – сумма крайне существенная для городского бюджета. Это показатель совместной системной, эффективной работы администрации города и городской Думы.

Муниципалитет вплотную работал со всеми администраторами доходов. В результате удалось увеличить доходную часть бюджета по сравнению с 2015 годом почти на 900 млн.рублей.  Большая работа велась с муниципальным имуществом и  арендаторами-должниками.

Городская администрация выстроила четкое взаимодействие с поставщиками услуг, заключив соглашения о погашении задолженности строго по графику, а «Теплоэнерго» и «Нижегородский водоканал» прекратили начисление пеней бюджетным учреждениям за просрочку коммунальных платежей. 

За счет реализации мер антикризисного плана администрации в ноябре 2016 года удалось погасить кредиторскую задолженность перед поставщиками за 2015 год,  кредиторская задолженность по учреждениям образования была погашена еще раньше - 1 августа 2016 года.

Несмотря на сложности, связанные с погашением кредиторской задолженности, профессиональная работа по сбалансированию бюджета обеспечила стабильную работу бюджетных учреждений и организаций сферы образования, культуры, спорта.

В полном объеме город профинансировал детскую летнюю оздоровительную кампанию. Все школы Нижнего Новгорода были подготовлены к новому учебному году – город изыскал возможность существенного увеличения ассигнований на текущий и капитальный ремонт (с 20 млн. до 106 млн. рублей). В четвертом квартале 2016 года дополнительные 40 млн. рублей поступили из областного бюджета.

В 2016 году ситуация начала стабилизироваться. Исполнение бюджета города и отчет главы администрации города за 2016 год городская Дума планирует рассмотреть в мае 2017 года, но предварительные ключевые показатели говорят о наметившейся положительной динамике.

Доходы бюджета города за 2016 год выросли на 5 млрд.рублей. Сумма кредиторской задолженности за 2016 год составила 1350 млн.рублей, что на 600 млн.рублей или на 30% ниже, чем в 2015 году.  На сегодняшний день кредиторская задолженность составляет 600 млн.рублей.

Одной из важнейших задач для города является погашение просроченной  кредиторской задолженности. Думаю, что полностью по долгам город расплатится примерно к октябрю  этого года.  

Несколько слов о бюджете города на 2017 год. В декабре 2016 года был принят второй, за время полномочий городской Думы 6 созыва, бюджет города Нижнего Новгорода на 2017 – 2019 годы.

В основе формирования городского бюджета лежит программный принцип, это позволяет четко определять цели и задачи каждой муниципальной программы, а городской Думе, по мере необходимости, корректировать бюджет, контролировать исполнение планов и социальных обязательств перед населением.

Проект бюджета города на 2017 год прошел детальное обсуждение в профильных комиссиях городской Думы. Затем состоялись публичные слушания, рекомендовавшие проект бюджета к принятию. Городская Дума впервые приняла бюджет города Нижнего Новгорода на трехлетнюю перспективу.

Большая часть расходной части бюджета - 92,6% сформирована по 22 муниципальным программам, которые охватывают все сферы деятельности администрации города по реализации вопросов местного значения и переданных с регионального уровня государственных полномочий.

Несомненно, бюджетные вопросы являются главными в повестке работы городской Думы. Однако работа депутатского корпуса планомерно ведется по всем ключевым направлениям. 

В Нижнем Новгороде остро стоит вопрос с организацией качественной работы общественного транспорта. Малейшие сбои в работе вызывают у горожан дискомфорт и справедливые требования навести порядок с организацией пассажирских перевозок.

Это  невозможно без существенного увеличения финансовых средств для закупки новых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Навести порядок невозможно, не затронув интересов частных перевозчиков. То, что реформы назрели – факт бесспорный. Вплотную этой проблематикой занимается профильная комиссия по транспорту и связи во главе с Алексеем Липовичем Гойхманом. 

Процесс обновления автобусного парка уже начался. В декабре прошлого года город провел конкурс на закупку 50 автобусов и уже в апреле этого года они выйдут на маршруты.

Подготовлена Комплексная транспортная схема, и нижегородцы ждут от власти качественной, отлаженной работы общественного муниципального транспорта.

Серьезной проблемой для города является ненадлежащее содержание и уборка придомовых территорий, особенно в зимний период. Конечно, во всех районах картина разная, но системный кризис налицо.

Эти вопросы в ведении постоянной комиссии по городскому хозяйству под председательством Владимира Петровича Аношкина. Важно, что депутаты являются профессионалами в жилищно-коммунальном хозяйстве, поэтому решения и рекомендации комиссии идут на пользу. Содержание и уборка дворовых территорий находятся под постоянным контролем депутатов, для чего проводятся объезды, выездные заседания комиссии.

Приведу еще пример: планы по капитальному ремонту в Нижнем Новгороде в 2016 году исполнены не более чем на 40%. Постоянная комиссия по городскому хозяйству взяла под свой контроль этот вопрос. Совершенно очевидно, что город должен не только контролировать исполнение работ по капитальному ремонту, но и влиять на работу регионального фонда, и в этой части у города есть конкретные предложения.

 Есть много нареканий на качество содержания автомобильных дорог общего. Из городского бюджета на эту статью расходов средств выделяется явно недостаточно: в бюджете 2016 года расходы по этой статье составляли 1 млрд.рублей при кредиторской задолженности в 308 млн. рублей, в 2017 году сумма составила 1 млрд. рублей при сумме кредиторской задолженности в 171 млн.рублей. Но для нормативного содержания этих средств недостаточно.

Безусловно, результативность работы органов местного самоуправления во многом зависит от формы и качества диалога между муниципальной властью и жителями Нижнего Новгорода.

Местное самоуправление – это горизонтальная, а не вертикальная власть. Местное самоуправление основано на гражданских инициативах, насущных потребностях территорий. Граждане сами формируют органы местного самоуправления, участвуя в выборах в городскую Думу, избирая органы территориального общественного самоуправления.

Необходимо отметить, что работе советов общественного самоуправления депутаты уделяют особое внимание. Сотрудничество с этим фундаментальным институтом гражданского общества дает положительные результаты. Жители города проявляют инициативы, объединяются, чтобы активно влиять на жизнь своего двора, микрорайона, улицы.

Постоянная  комиссия по местному самоуправлению под председательством Балакиной Ольги Валериевны поддерживают деятельность советов, работают с активами, участвуют в общественных мероприятиях, ежегодных конференциях граждан, оказывают спонсорскую помощь в организации туристических поездок и праздников для жителей.

Депутатский мандат ко многому обязывает, и депутаты городской Думы, работая на общественных началах, занимаются не только нормотворческой деятельностью, но и несут большую общественную нагрузку, часто выступая меценатами и благотворителями социально значимых проектов.

Говоря о деятельности городской думы, нельзя не сказать о  деятельности Молодежной палаты хотя бы потому, что работе с молодежью в городе Нижнем Новгороде всегда уделялось немало внимания.  Это идет для  обеспечения здоровой преемственности и того социального лифта, о необходимости  которого так много говорили.  

Молодежная палата при городской Думе Нижнего Новгорода является совещательным и консультативным органом и состоит из представителей молодых граждан – жителей Нижнего Новгорода. Целями деятельности Молодежной палаты являются привлечение молодежи к участию в формировании и реализации молодежной политики на территории Нижнего Новгорода, повышение активности молодежи в общественной жизни города.

За время деятельности второго созыва Молодежная палата работала в тесном взаимодействии с депутатами, с постоянными комиссиями городской Думы, аппаратом городской Думы, привлекая к активной совместной работе районные советы молодежи, представителей профкомов вузов города, крупнейшие молодежные.

Молодежная палата первого и второго созывов активной общественной работой доказала свою состоятельность, целеустремленность, открытость, поэтому инициатива о создании городского молодежного центра нашла поддержку у депутатского корпуса и администрации города.

Центр молодежных инициатив станет общегородской площадкой и генератором созидательных проектов для молодежи всего города. Цель нашей совместной работы – вовлечь молодежь в созидательную работу на благо родного города.

От деятельности представительного органа перейдем к тому, для чего городской Дума и администрация работают: к социально-экономическому развитию.

Нижний Новгород удерживает позиции одного из крупнейших научных и культурных центров России. В городе сохраняется один из самых низких уровней официально зарегистрированной безработицы.

Развитие экономики города обеспечивается в основном за счет деятельности крупных и средних предприятий. Малый бизнес традиционно занимает лидирующие позиции в сегменте оптовой и розничной торговли.

Для обеспечения стабильности налоговой системы по решению городской Думы на территории Нижнего Новгорода для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных после 1 января 2016 года и применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный налог, применяется льготная налоговая ставка 7,5%. Это принято городской Думой, и в 2 раза ниже, чем было.

Постоянная комиссии городской Думы по экономике, промышленности и предпринимательству под председательством Дмитрия Зотовича Барыкина, при активном участии Дмитрия Германовича Краснова поставили задачи усилить работу с малым и средним бизнесом, найти новые механизмы для взаимодействия, использовать лучшие практики других городов в части организации нестационарной торговли. 

Несмотря на стабилизацию экономических процессов, в 2016 году не произошло устойчивого роста реальной заработной платы, поэтому оборот розничной торговли несколько снизился и составил по оценке 370 млрд.рублей.

Хотя экономисты прогнозируют устойчивый рост инвестиций в экономику Нижнего Новгорода. Связано это, прежде всего, с проведением в 2018 году в Нижнем Новгороде матчей Чемпионата мира, юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию со дня рождения А.М.Горького, а также реализацией планов по подготовке празднования 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году.

Дополнительный туристический поток, безусловно, поднимет уровень потребительского спроса.  Однако пока говорить о туризме, как о значительном источнике, преждевременно. Гораздо большую роль в развитии города играют инвестиции в крупные и средние предприятия.

В Нижнем Новгороде ежегодно проходит конкурс на лучший инвестиционный проект города. С каждым годом растет число участников городского конкурса: если в 2014 году заявились 32 организации, реализовавшие 34 инвестиционных, то в 2015 году в конкурсе участвовало уже 60 организаций, реализовавших 62 инвестпроекта на общую сумму 45,9 млрд.рублей.

Необходимо отметить, что в Нижнем Новгороде стабильно работают не только отечественные крупные производства, предприятия малого и среднего бизнеса, но и совместные предприятия и представительства иностранных компаний.

У города сложились рабочие отношения с организациями международного сообщества Нижегородской области. Иностранные компании не только ведут экономическую деятельность на территории Нижнего Новгорода, но также активно участвуют в общественной жизни города и благотворительных проектах.

Роль инвестиций в городе важна, но не является ключевой. Город создает наиболее привлекательные для инвесторов и бизнеса условия, однако не может напрямую повлиять на принимаемые бизнес-сообществом решения.

Основной зоной ответственности города является развитие социальной, транспортной инфраструктуры.  Несмотря на тяжелое состояние городского бюджета в 2015 году, позитивные тенденции года 2016 очевидны – и по введенным в эксплуатацию объектам социальной сферы, и по значительному продвижению строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.

Безусловно, главный вектор развития Нижнего Новгорода определяет предстоящий Чемпионат мира по футболу, давший Нижнему Новгороду мощный толчок для развития, обеспечивший поступление миллиардных федеральных инвестиций на строительство стадиона, новой станции метро «Стрелка», новых дорог и транспортных развязок.

Однако первоочередные и насущные задачи для города  – повышение качества жизни нижегородцев и повышение городской среды. В сжатые сроки в 2016 году был произведен капремонт 24 улиц, вместе с тротуарами это составляет 350 тыс.кв.метров. Общая сумма затрат на ремонт дорог и искусственных сооружений в  2016 году составила 1700 млн.рублей.

В городе Нижнем Новгороде вырастают новые жилищные микрорайоны. На бывших пустырях и   прибрежных территориях  на месте ветхого фонда появляются современные кварталы.

Что касается объектов социальной сферы, то это, во-первых, ввод в эксплуатацию  двух детских садов. В Ленинском районе начал работу долгожданный детский сад на 350 мест на ул.Адмирала Макарова. В Автозаводском районе на ул.Лескова детсад на 100 мест.

В ближайших планах – строительство дошкольного учреждения на 110 мест в жилом комплексе «Зенит» по адресу пр.Гагарина и строительство детского сада в микрорайоне Бурнаковский. Проект детского сада готов, средства на строительство запланированы.

В 2016 году в Нижнем Новгороде введены в эксплуатацию два физкультурно-оздоровительных комплекса: на  ул.Ярошенко в Московском районе  и на пр.Гагарина в Приокском районе.  Открытие состоялось в феврале 2017 года.

Большие надежды город связывает с реализацией государственной программы по строительству новых школ.  В рамках госпрограммы на территории города Нижнего Новгорода с привлечением средств федерального и областного бюджетов предусмотрено строительство 32 объектов - 18 новых школ и 14 пристроев. В рамках госпрограммы выполнены предпроектные проработки на строительство пяти пристроев.

Хотелось бы отметить работу комиссии по экологии, возглавляемую Михаилом Сергеевичем Кузнецовым. Именно она ответственна за соблюдение здорового баланса между развитием города и сохранностью городской  окружающей среды.

Значительные изменения претерпела динамика жилищного строительства. В 2014 году город достиг самых высоких показателей, и было построено 804 тысячи квадратных метров.  В 2016 году – в 2 раза меньше. Задача на 2017 год – сдать 500 тыс. квадратных метров.  

Все привело к этому, потому что не было  градостроительных полномочий. Когда градостроительные полномочия находились в ведении области, в Нижнем Новгороде наблюдалось замедление и снижение результатов от инвестиционной и градостроительной политики.

Так как строительство жилья – процесс протяженный и инерционный, когда от начала проектирования до завершения строительства проходит 1,5 – 2 года, то и негативные последствия передачи полномочий будут ощущаться эти же 1,5 – 2 года.

С 1 января 2017 года градостроительные полномочия Нижнему Новгороду возвращены, поэтому город будет реализовывать ряд мер, направленных на развитие жилищного строительства.

Будут проводиться аукционы. Если в 2014 году город заработал на аукционах 223 млн.рублей,  в 2013 году – 363 млн.рублей, то в 2015 году – 76 млн.рублей.

Наряду с жилищным строительством актуальной задачей является  развитие транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода. Самым масштабным этапом развития  является продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена от станции «Московская» до станции «Стрелка». Это федеральные средства.  Строительные работы идут в соответствии с графиком.

Важнейший объект транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода, который был выполнен в 2016 году, - Молитовский мост. Он был капитально отремонтирован,  из областного бюджета поступило 249 млн.рублей, и от города – 49 млн.рублей. Капремонт моста не делался с его пуска в  1965 году. В 1999 году ремонт начинали, но из-за отсутствия финансирования, приостановили.  

Поэтому сегодня хотел бы сказать огромные слова благодарности Правительству Нижегородской области, депутатам Законодательного  Собрания за поддержку решений этого вопроса.

В 2016 году была поставлена долгожданная точка в юридических спорах по «синему забору» на Нижневолжской набережной. В этом году город приступил к разработке проекта комплексного благоустройства. Надеюсь, что старт будет дан в этом году для того, чтобы решить все проблемы по реализации благоустройства Нижне-Волжской набережной.

Хотел бы несколько слов сказать о развитии внешнеэкономической деятельности города Нижнего Новгорода с нашими зарубежными партнерами.

За отчетный период Нижний Новгород посетили свыше 60-ти зарубежных делегаций, в том числе 17 делегаций посольств. В развитии внешних связей города Нижнего Новгорода сделан особый акцент  на укрепление имиджа города в России и за рубежом. С этой целью регулярно проводятся презентации города Нижнего Новгорода для представителей зарубежных стран, прибывающих в Нижний Новгород.

В 2016 году исполнилось 25 лет побратимских отношений между Нижним Новгородом и Эссеном.  12 июня 2016 года состоялось подписание Соглашения об установлении побратимских отношений между городами Нижний Новгород и Бельцы (Республика Молдова). Это 14-й город-побратим Нижнего Новгорода. В скором времени мы будем идти  в этом направлении для того, чтобы заключать договоры с другими городами.

Постоянная комиссия по развитию города, строительству и архитектуры представлена Растеряевым Вячеславом Алексеевичем. Она поднимала вопрос о необходимости  разработки механизма привлечения частных инвесторов для сохранения и восстановления объектов, имеющих статус объектов культурного наследия. Собственно, по этому пути идут многие европейские города.

Примером этой работы является ул.Ильинская, где 18 объектов в преддверие празднования 800-летия  Преподобного Сергия Радонежского отремонтировано частными инвесторами.  Это хороший путь, поэтому по этому  пути, я думаю, Растеряев В.А.  дальше будет продолжать эту работу.

Впереди у нас  замечательная дата: 800-летие нашего города, которое мы будем праздновать в 2021 году, и 150 лет со дня рождении М.Горького. К этой дате город начал готовиться заранее, разработав единую культурную концепцию. В Нижнем Новгороде возрождена традиция проведения благотворительных «Горьковских елок». Литературный музей имени А.М.Горького первым подхватил эстафету «Горьковских елок» - сотни детей вместе с родителями побывали на новогодних представлениях в музее.

В 2016 году Правительством Нижегородской области и администрацией города Нижнего Новгорода утверждены планы мероприятий по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения А.М.Горького.

Также с Правительством Нижегородской области достигнута договоренность о реконструкции здания детского муниципального театра «Вера», который в 2016 году отметил 25-летие со дня своего основания и сегодня находится в стадии реконструкции.

По расчетам специалистов, на нее потребуется 238 млн.рублей, и я сегодня благодарен Законодательному Собранию Нижегородской области и  Олегу Валентиновичу Сорокину, который занимался этим вопросом - сегодня область нам выделяет средства на реконструкцию театра «Вера». Реконструкция начнется уже в этом году и в течение  11 месяцев, я думаю, что в марте следующего года мы откроем театр «Вера».

Ежегодно мы проводим 12 июня День города Нижнего Новгорода, который проходит 12 июня, в День России, на который приходит очень много нижегородцев. В торжествах принимают участие около 150 тысяч человек – нижегородцы и гости города посещают десятки мероприятий. Поэтому также будем готовиться к проведению Дня города и в этом году.

Уважаемые коллеги! Задачей главы города является улучшение качества жизни горожан и развитие городской инфраструктуры.  Добиться этого можно, только объединив усилия депутатского корпуса, организовав планомерную и эффективную работу с администрацией города и в постоянном взаимодействии с Законодательным Собранием, Губернатором Нижегородской области и Правительством.

Также важно отметить, что мы движемся в сторону максимального вовлечения граждан в процесс управления  городом. В частности, Дума выступила с инициативой об уменьшении минимальной  численности инициативных групп граждан  для внесения правотворческой инициативы.

В Уставе города минимальная норма составляет 1% от числа жителей города или примерно 10 тыс.человек. Мы снизим эту норму в 5 раз до 2 тысяч человек. Необходимые изменения в Устав города мы внесем в этом полугодии.  Это поможет активным гражданам продвигать свои инициативы на местном уровне.

Хотел бы выразить искреннюю благодарность всем депутатам городской Думы и администрации города за эффективную работу, Законодательному Собранию Нижегородской области за поддержку муниципальных инициатив и финансовую помощь в трудные для города Нижнего Новгорода времена, лично Губернатору Валерию Павлиновичу Шанцеву за умение отстаивать интересы региона и особенно города Нижнего Новгорода на федеральном  уровне. 

В заключение позвольте выразить надежду, что все озвученные сегодня планы по развитию города Нижнего Новгорода  через год снова будут озвучены в отчете главы, но уже в разделе «Исполнено». Постараюсь сделать для этого все возможное.

Благодарю за внимание!

 

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц