Городская Дума Нижнего Новгорода
Актуальный комментарий

13.12.2016«Если говорить о бюджете и присваивать ему какой-то эпитет, то это будет слово «скромный»

«Многие вопросы в повестке заседания комиссии по экологии были срочными и принципиальными, вызывающими большой общественный резонанс»

Председатель постоянной комиссии по экологии Михаил Сергеевич Кузнецов рассказал в программе «Дом советов» об экологических программах городского бюджета, о проектах ликвидации свалки в Шуваловской промзоне, об общественных инициативах по благоустройству  зеленых территорий и о причинах настойчивых действий депутатов по возвращению  градостроительных полномочий муниципалитету.

- Михаил Сергеевич, недавно в комиссиях городской Думы началось обсуждение бюджета на 2017 год. Как вы его оцениваете, и будете ли вносить в него какие-то изменения?

 -  Если говорить о бюджете и присваивать ему какой-то эпитет, то это будет слово «скромный». С учетом инфляции мы сегодня имеем бюджет на уровне 2008 года. Мы понимаем, какая инфляция прошла с тех пор. Понимаем, что это, безусловно, не тот бюджет, который можно назвать бюджетом развития. Это бюджет максимально сбалансированный, максимально секвестированный со всех сторон, но это то, что мы имеем. Это тот факт, с которым нам приходится считаться.

Администрацию города тут трудно обвинять. Мы видим, что действительно  есть кризис – и глобальный, и  внутри страны, и мы видим, как упала собираемость налогов, мы видим, как «просел» реальный сектор по многим параметрам. Поэтому мы сегодня  выбираем такую сбалансированную экономическую модель.

Предложения, которые мы сделали, рассматривались и были включены в программы городского бюджета в той мере, которую мы себе сегодня можем позволить. Радует, что  первоначальный настрой на то, что экология и  благоустройство – это то, чем можно пожертвовать в первую очередь, все-таки отошел на второй план. Мы понимаем, что хотим жить в красивом, ухоженном, благоустроенном городе, и администрация города тоже это видит и осознает.

- Как известно, проект бюджета состоит из 22 программ, и одна из этих программ касается напрямую экологии. Что это за программа и что она предусматривает?

- На самом деле таких программ две: одна касается озеленения, вторая - благоустройства. Как вы понимаете, с экологией это связано напрямую.

Благоустройство – это не просто какие-то элементы ландшафтного, инфраструктурного дизайна, но это и ливневая канализация, и система сбора и утилизации ТБО. Все это напрямую касается экологии.

Недавно глава администрации города представил, на мой взгляд, исторический документ, который называется «Стратегия развития города Нижнего Новгорода»  на ближайшие 6 лет. Мы впервые с вами видим, что власть не считает себя временщиком, и горизонт планирования обозначает за рамками истечения срока своих полномочий и срока полномочий депутатов городской Думы, то есть понимает, что и дальше город жить будет.

Цель стратегии развития города Нижнего Новгорода  звучит следующим образом: первая часть – повышение уровня благосостояния жителей, вторая часть – повышение уровня комфорта и защита окружающей среды. Это хорошая и понятная цель. Мы все хотим жить в городе красивом, благоустроенном, зеленом, чистом.

- Одна из самых обсуждаемых тем в этом году  - Шуваловская свалка. Что будет сделано с этой свалкой в 2017 году?

- На комиссии по экологии этот вопрос рассматривался 3 раза. И в 2016 году нам удалось сдвинуть проблему с мертвой точки. Летом все пожары были погашены. Мы  добились самого главного: полного изолирования доступа на Шуваловскую промзону -  выставлены ворота, выставлена охрана, причем такая, которая не пропускает - ни по "корочкам", ни за деньги - выкидывать туда новый мусор. И в той мере, в которой  было, дымить перестало. Сначала мы остановили катастрофу.

Сегодня уже  начаты исследования. Они будут закончены к февралю 2017 года. На основании исследований будет сделан проект -  не просто консервации свалки, а рекультивации этих земель. Мы приглашали многочисленных экспертов, которые прямо на заседании комиссии по экологии выдвигали пока в рамках гипотез самые разные варианты решений. Нельзя сказать, что путей решения нет. Они есть, но иногда они кажутся немного странными, необычными, однако в научной литературе они описаны.

Например, очень интересное  предложение: биорекультивация с помощью биогумуса. Проще говоря: есть огромные поля в Артемовских лугах, на которых есть биомасса - она кишит бактериями. Эти бактерии агрессивны, они потребляют любую органику. На территорию промзоны завозится этот грунт, и за несколько лет бактерии перерабатывают все отходы, в том числе, они съедят даже пластик. Это глубокая биомеханическая переработка.

Другой вариант: есть так называемая промышленная земля, которая остается после обжига, в том числе, в литейных цеха ГАЗа. Эта земля не является токсичной, но она не является и жизнеспособной. Ее надо куда-то утилизировать. Предприятие платит по тарифу, увозят землю  далеко, а Шуваловская  промзона совсем рядом - завозите туда промышленную землю, закладывайте, и когда-нибудь там тоже возникнет некая биомасса, так как земля имеет свойство самоочищаться. Какая-то травка там вырастет, и будут происходить похожие процессы: поселятся бактерии и начнут плавную переработку. Это второй вариант решения.

То есть мы нашли реальные способы, которые можно было найти 5, 20, 30 лет тому назад, но последнее слово по их оптимальному выбору должны сказать ученые-исследователи.

-  Летом этого года было очень много претензий по поводу озеленения города. Можно ли рассчитывать на то, что ситуация как-то изменится с озеленением в следующем году?

- Претензии абсолютно правильные, поэтому мы выработали ряд решений, которые позволяют найти деньги в том же самом бюджете. Первое: увеличение ассигнований в случае поступления дополнительных доходов. Второе: то, о чем мы  уже говорили, – широкое привлечение общественности. В этом году у нас хорошая практика: мы 4 сквера благоустроили, озеленили, посадили растения, не потратив ни копейки из бюджета города, - была бы политическая воля и желание трудиться.

Третий момент: мы готовим изменения в Правила благоустройства города. Речь идет о том, что в  существующих программах по благоустройству и озеленению, например, есть норма покоса: трава должна быть не выше 15 см, и надо косить везде. А мы сейчас говорим, что, например, на газонах,  она должна быть 15 см,  в других местах – выше, а где-то вообще не надо косить, как вообще не надо в городских лесах и парках убирать прелую листву.

Это устаревшие и экологически не обоснованные нормативы, потому что, например, в высокой траве в том же парке селятся птицы, а если мы  скосим траву до 15 см, то, конечно, там никто не будет водиться.

Поэтому надо оставлять ландшафтные  зоны. Это выглядит, как кусок  дикой природы – не всем это нравится, но если мы посмотрим на европейский опыт, то там есть четкое разделение: здесь  газон – лежи, кушай, ходи, гуляй, а вот здесь травка высокая, чтобы все-таки природа имела возможность  каким-то образом себя восстанавливать. Если мы сокращаем объем покоса, мы уже высвобождаем  массу денег - и на эту массу денег давайте цветы посадим.

- Ваши коллеги из областного Законодательного Собрания будут рассматривать вопрос о возвращении городу градостроительных  полномочий. В то же время городская Дума проголосовала единогласно за это возвращение. Ваш прогноз: будет ли восстановлена справедливость?

- Например, с Копосовской дубравой?  Когда горожане решают, и еще депутаты, с которых спрашивают избиратели, голосуют  – это один вопрос. А другое дело, когда решает какая-то комиссия в каком-то кабинете: результат получается, как в поговорке  «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

К примеру, эта комиссия смотрит: есть зеленое пятно на карте города, и решает - давайте отдадим участок под строительство дома. Так произошло в Гордеевке:  там уже проект детского сада есть, его оплатили, сделали, жители ждут. Там домов настроили, а детсадов нет -  по  50 детей в группе. Однако дали разрешение на строительство дома  на зарезервированном под детский сад участке, а потом говорят: «Да, мы ошиблись». Неважно, кто окажется в комиссии, какие люди будут решать, ясно одно: из кабинета никогда не будет видно, что реально  происходит на территории города.

Город – это наша территория, но  сегодня  то, что мы слышим, звучит примерно так: «Мы научили вас работать, разгребли ваши авгиевы конюшни, и теперь возвращаем вам назад». Пусть в таком контексте, но реально городу виднее.

 

 

Все актуальные комментарии  

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц