Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

24.03.2011Что ожидает ветхий фонд Нижнего Новгорода?

Что ожидает ветхий фонд Нижнего Новгорода?

Пояснительная записка

о ходе выполнения постановления городской Думы города Нижнего Новгорода от 31.01.2007 №4 «Об утверждении муниципальной адресной программы сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда

в городе Нижнем Новгороде» 

 Состояние ветхих домов города Нижнего Новгорода, некоторые из которых построены еще в начале прошлого века, оставляет желать лучшего. Это в основном одно-двухэтажные строения. В настоящее время несколько тысяч семей живут в домах с частичными удобствами. Проживание граждан в ветхом жилом фонде постоянно сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций. Подобное положение дел заставляет относиться к проблеме ликвидации ветхого фонда, в первую очередь, как к социальной задаче.

Кроме того, ветхие строения ухудшают внешний облик и благоустройство города, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижают инвестиционную привлекательность города.

         Администрация города выносит на обсуждение депутатов городской Думы информацию о реализации муниципальной адресной программы сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда в городе Нижнем Новгороде, утвержденной постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 31.01.2007 №4 (с последующими дополнениями).

Так как очевидно, что программа расселения буксует, не расселенные и не снесенные дома уродуют город, жители боятся и зачастую даже не знают инвесторов-застройщиков, мы также выносим на ваше обсуждение предложения по улучшению данной ситуации.

 1. Итоги реализации муниципальной адресной программы

 Департаментом строительства и инвестиций были сформированы адресные перечни ветхих домов по всем районам города, направлены в администрации районов для анализа и возможной корректировки. Аналитические результаты расселения приведены в приложениях. Синтетические данные по районам сведены в таблицу.

 

Район

Количество ветхих и аварийных домов

Кол-во расселённых/ в том числе снесенных

Кол-во аварийных домов

Кол-во территорий, освоение которых осуществляется застройщиками по договорам о развитии застроенной территории аренды либо договорам

Автозаводский

416

4 / 4

-

-

Канавинский

236

18 / 10

5

6 - договоры о развитии застроенных территорий

Ленинский

210

13 / 5

17

6 - договоры о развитии застроенных территорий

Московский

77

16 / 6

17

6 - договоры о развитии застроенных территорий

Нижегородский

524

123 / 75

57

11 – договоры о развитии застроенных территорий

10 – договоры аренды

Приокский

63

1 / 1

1

8 - договоры о развитии застроенных территорий

Советский

148

28 / 27

16

3 - договоры о развитии застроенных территорий

2 - договоры аренды земельных участков

Сормовский

139

18 / 12

39

6 - договоры о развитии застроенных территорий

Всего 

1813

221/139

152

46 - договоры о развитии застроенных территорий

12 - договоры аренды земельных участков

 Основным источником финансирования муниципальной адресной программы сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда в городе Нижнем Новгороде являлись средства инвесторов-застройщиков. Поэтому видимые результаты ее реализации имеются в Нижегородском и Советском районах.

Исполнение заключенных договоров предполагает осуществление сноса 379 ветхих дома в ближайшие 3 года и улучшение жилищных условий более 3000 семей нижегородцев. Уже улучшили свои жилищные условия 584 семьи нижегородцев, осуществлен снос 56 домов.

В результате реализации инвестиционных проектов по заключенным договорам о развитии застроенных территорий в 2012-2015 годах должно быть построено

более 700 тыс.м2 нового жилья,

около 130 тыс.м2 объектов коммерческого назначения,

автопарковки на 3 тыс. машиномест,

объекты социальной инфраструктуры.

Но необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается снижение темпов расселения на застроенных территориях во исполнение всех заключенных договоров. Так, в Приокском районе по 8 заключенным договорам не расселено ни одного дома. Десятки домов по всему города стоят расселенные или почти расселенные, но не сносятся по ряду причин.

Ряд домов расположен на территориях, не привлекательных для инвестора. Так, за 4 года действия программы в Автозаводском районе не состоялся ни один аукцион.

Очевидно, что без участия бюджетных средств расселить ветхий фонд в Заречных районах города невозможно, также не будут понятны постоянно откладывающиеся сроки расселения ряда площадок в Нагорной части города.

 2. Участие бюджета в реализации программы сноса ветхого фонда

 В целях реализации классической схемы расселения ветхого фонда, в том числе на инвестиционно - непривлекательных территориях предлагается организовать так называемое «волновое переселение», при котором за счет бюджетных и инвестиционных средств строятся дома, в которые переселяются жители ветхого фонда. На освободившихся территориях в свою очередь осуществляется комплексная застройка. Главное достоинство «волнового переселения» заключается в том, что жильцам домов не приходится менять привычный район, они получают квартиры в домах, специально для них построенных по соседству с их прежним жильем.

Пилотный проект с 2006 г. реализуется Минсоцполитики Нижегородской области (жители квартала улиц М.Горького-Новая переселены  в дома в МКР «Верхние Печеры», построенные по областному заказу). Для запуска «волнового переселения» предлагаются территории в Автозаводском (южнее ул. Ореховской и Гайдара), Московском (Бурнаковская низина), Приокском (совхоз «Цветы» или ул.Полевая) районах. В 2011 г. предполагается на данных территориях утвердить проекты планировок, а также спроектировать стартовые дома. Необходимо также отметить, что бюджетом 2011 г. предусмотрено также начало строительства стартовых домов в Сормовском, Ленинском, Советском  и Нижегородском районах.

Первоочередные территории, которые планируется расселить, предлагаются 6 кварталов в Автозаводском районе (в первую очередь в границах улиц Лескова, Янки Купалы, Дуденевская, Афанасьева, Южное шоссе). Автозаводский район выбран не случайно. Там наименьший процент расселенных домов, второй по количеству ветхий фонд в городе, ведущий застройщик города – «Жилстрой-НН» также имеет «автозаводскую прописку».

Также планируется начать расселение ряда инвестиционно привлекательных кварталов в Нижегородском и Советском районах. Это позволит путем продажи земли обеспечить доходные источники для дальнейшего развития программы.

 Основным вопросом для реализации «волнового переселения», естественно, является финансовый. Для расселения только 1 квартала в Автозаводском районе потребуется почти миллиард рублей (6 кварталов - 9,5 млрд.руб).

В бюджете 2011 г. мы имеем пока только 114 млн.р. Кроме возможных займов и кредитов или продажи земли в свх «Цветы», вариантами доходной части реализации программы могут быть:

- Продажа части квартир, получаемых по инвестиционным договорам и договорам аренды на период совместной деятельности;

- Денежные средства, получаемые по инвестиционным договорам и договорам аренды на период совместной деятельности, соглашениям о социально-экономическом развитии;

- Доходы от продажи расселенных территорий, от продажи права на заключения договоров о развитии застроенных территорий, свободных участков (ранее занимаемых аварийными домами).

- Квартиры и денежные средства, получаемые при реализации программы «Шаг за Шагом».

Использование на расселение не менее 50% получаемых средств, позволит наряду с выше- и нижеперечисленными предложениями, достичь основной задачи программы – расселения ветхого фонда.

Мы планируем расселить ветхий фонд до 2015 года (износ больше 65% по деревянным и 70% по каменным домам). Это, как я уже говорил, 1812 домов, 270 тыс.кв.м. жилья. Так как часть домов будет приходить в ветхость, то на данных территориях (попадающих под волновое переселение и застроенные территории) будут расселены и эти дома.

Расселение ветхих домов будет производится в соответствии с Жилищным и Гражданским кодексом (через признание квартир непригодными для проживания или домов аварийными), через изъятие для муниципальных нужд (там, где это возможно).

При одобрении принципа «волнового переселения» мы планируем представить Вам через 2-3 месяца детальный план на год переселения первых территорий.

 Необходимым условием последующего развития на данных территориях является также обеспечение развития инженерной и социальной инфраструктуры.

Учитывая отсутствие инженерной инфраструктуры на предлагаемых к застройке территориях, необходимо внесение дополнений в инвестиционные программы «Теплоэнерго» и «Нижегородского водоканала», а также проработать возможность заключения концессионных соглашений, объектами которых могут быть системы коммунальной инфраструктуры. Через 2-3 месяца предложения по данному вопросу мы также планируем вынести на Думу.

На данных территориях естественно будет предусмотрено в последующем строительство паркингов, объектов соцкультбыта и т.п. Кроме бюджетного, необходимо участие средств инвесторов в строительстве объекта (через инвестиционные договоры,  договоры муниципально-частного партнерства).

Большое значение при решении данных проблем имеют координация и совместные действия администрации г.Нижнего Новгорода и Правительства Нижегородской области по развитию территорий, занятых ветхим фондом.

Также не нужно забывать о потенциальной роли инвесторов и жителей в реализации Программы.

  3.Предложения по активизации выполнения программы расселения ветхого фонда имеют два направления:

1.стимулирование участия инвесторов в программе расселения ветхого фонда,

2.создание условий для участия самих жителей ветхого фонда в улучшении жилищных условий.

В целях стимулирования участия инвесторов в программе расселения ветхого фонда предлагается:

- освобождение территории под стартовые дома

Есть ряд площадок, где администрацией г.Нижнего Новгорода уже расселены ряд домов (через аварийность). По ним аукционы предлагается провести в первоочередном порядке, в начале 2011 года, стоимость права на заключение договора увеличить на величину затрат города на расселение. Полученные средства через бюджет направлять на строительство домов, большую часть квартир в которых направлять на реализацию программы «Ветхий фонд» и для расселения аварийных домов.

- оказание помощи в расселении

На договорных условиях соответствующие службы администрации могут заниматься расселением непосредственно, участвовать в судах, признавать отдельные дома аварийными, изымать в отдельных случаях землю под муниципальные нужды.

- помощь в получении финансовых средств

Субсидирование процентной ставки коммерческих банков за счет бюджета города, предоставление муниципальных гарантий окажут существенную помощь в получении и удешевлении средств инвесторов.

        - помощь в получении и удешевлении технических условий       

Предусмотреть участие в развитии застроенных территорий муниципалитета (иногда и Правительства Нижегородской области) строительством объектов инженерной инфраструктуры (дорог, коммуникаций, головных сооружений), без которых городское строительство невозможно.

- По домам, не подлежащим сносу (объекты исторического и культурного наследия, историческая среда), предусмотреть участие администрации и инвестора в расселении, переводе строения в нежилой фонд, передаче инвестору объекта на условиях инвестиционного контракта.

-Также через инвестиционные договоры, договоры муниципально-частного партнерства, соглашения завершить расселение ветхих домов, которые были начаты, но брошены инвесторами из-за кризиса и финансовых проблем.

 Для стимулирования участия самих жителей ветхого фонда в улучшении жилищных условий предлагается проработать:

-для жителей ветхого фонда восстановить реализацию программы «ЖСК по ветхости», предусмотрев 10-30% оплату стоимости жилья (в зависимости от дохода). Это позволит не только расселить жителей ветхого фонда и улучшить их жилищные условия, а привлечь дополнительные денежные средства.

-проработать вопрос внесения изменений в программу «Шаг за Шагом», предусматривающих увеличение рассрочки для жителей ветхого фонда до 50%.

-предоставление из бюджетных средств жителям ветхого фонда-бюджетникам субсидий на покупку дополнительных метров жилья либо социальной выплаты на компенсацию части платежа по полученному ипотечному кредиту.

В то же время необходимо проработать ряд мероприятий по недопущению скупки квартир ветхого фонда, незаконных перепланировок, разделения лицевых счетов, и других незаконных и недостойных действий, которые резко усилились в последнее время.

По данным вопросам планируется провести ряд круглых столов с участием инвесторов, банковских и общественных организаций.

 Учитывая необходимость активизации информационной и разъяснительной работы с населением, обеспечения открытости информации по вопросам расселения ветхого фонда, мы планируем разработать программное обеспечение для размещения на сайте администрации города Нижнего Новгорода информации о количестве квартир и семей в ветхих домах, перспективах сноса конкретных домов, обеспечить широкое информационное оповещение о предлагаемых к реализации проектах.


 


Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц