http://apn-nn.ru/543234.html
Меньше ошибок, больше достижений
Год назад в Нижнем Новгороде была избрана Городская
дума нового, V созыва. Вместе с этим в течение последнего года в Нижнем
Новгороде начала работать принципиально иная схема управления городом.
Глава города теперь избирается из числа депутатов, а
глава администрации назначается по контракту по согласованию с городской Думой.
Раньше структура городской власти была иной – мэр, он
же - глава администрации избирался всенародно и руководил исполнительной
властью.
Что выявил этот год?
Думаю, что сама по себе новая двухполюсная система еще
не показала себя полностью как высокоэффективная и работоспособная система.
Есть в этой новой форме моменты, которые негативно влияют на скорость
прохождения тех или иных документов и т.д. Но это не говорит о том, что система
плоха. Просто зачастую люди пока не понимают, - к кому по тому или иному
вопросу нужно обратиться: к главе города или к главе администрации?
А идея-то заключается в чем?
Глава города формирует стратегию развития города,
является лицом города, отвечает за имидж города, представляет его интересы,
продвигает город в стране и в зарубежье для привлечения инвесторов.
А глава администрации занимается текущей хозяйственной
деятельностью.
Собственно, это правильное разделение функций.
Конкретный пример. Недавно делегация городской Думы под председательством главы
города посетила Южную Корею, город-побратим Сувон. Мы провели очень важные
переговоры в Сеуле с корпорацией «Самсунг» с целью привлечения ее для работы в
Нижнем Новгороде.
Кстати, «Самсунг» - корпорация огромная,
многопрофильная, не только телевизоры и холодильники, как мы привыкли думать.
Обсуждалась возможность размещения в Нижнем Новгороде
различных производств, например, комплектующих для автопрома. Мы прекрасно
понимаем, что такие перспективы чрезвычайно важны для нашего города. Это -
новые рабочие места, а основная составляющая городского бюджета – это
подоходный налог. Должен отметить, что переговоры прошли достаточно успешно.
А теперь представим дальнейшие шаги: корпорация
«Самсунг» приходит в Нижний Новгород, пойдет переговорный процесс, включится
конкретный механизм реализации партнерских отношений, - и это уже компетенция
главы администрации города, исполнительной власти, которая должна за руку
провести инвестора по всем лабиринтам власти. Если это получится четко,
слаженно, в минимальные сроки, то город получит быстрый результат и отдачу от
такой совместной работы.
Следующий момент (очень важный, на мой взгляд), - это
то, что руководство города является амбициозным.
Понятно, что амбиции могут быть как со знаком плюс,
так и со знаком минус. Я вижу в намерениях и действиях новой власти большой
плюс, например, в задаче расселения ветхого фонда в течение пяти лет. Это очень
амбициозный план. И если даже он удастся не на 100 %, а, например, на 70, это
будет хорошо. Город будет развиваться, что важно как для нижегородцев, так и
привлекательно для инвесторов.
Сложно подводить итоги работы всего за один год. Мы
можем говорить о неких тенденциях и трендах, которые наметились.
Посмотрите: на следующий год, например, намечена
крупномасштабная реконструкция аэропорта. Важно? Да просто архиважно! Или
инвестор прилетает в наш, мягко говоря, сарай, или прилетает в цивилизованный
аэропорт, из которого вылет есть не только в Москву, но и в другие города
России и мира. Реконструкция и развитие аэропорта улучшит инвестиционный климат
в Нижнем Новгороде.
Коммуникации – это деньги! Один мой знакомый рассказал
историю: он должен был заплатить определенную сумму в Санкт-Петербурге. Если бы
он вылетел из Нижнего Новгорода и через три часа был бы на месте, он заплатил
бы по одному курсу доллара, но в город на Неве он попал только через сутки,
потеряв два млн рублей, так как рассчитывался уже по другому курсу доллара.
Как видим, билет моему знакомому стоил два млн рублей
– самый дорогой билет в жизни!
Так вот, что касается городской власти, то я вижу
желание главы администрации наладить четкую работу всех служб, сделать город
чище, краше.
Возьмем пуск тепла. Да, были сбои, нервы, были
недовольства жителей, но они устранены в сжатые сроки. Один из жителей моего
избирательного округ, человек всегда очень критически настроенный, позвонил в
ЖЭК, пожаловался на неработающую батарею и был потрясен тем, что сразу все было
отремонтировано. Люди в период пуска тепла работали круглосуточно! Человек, что
называется, был приятно удивлен.
Если говорить о депутатском корпусе, то наряду с
опытными депутатами, которые работают не первый созыв в Думе, есть свежие силы,
которые пришли в Думу впервые. Это люди вдумчивые, серьезные и работоспособные.
И сама работа городской Думы изменилась, поскольку
председатель городской Думы – это глава города. Вес городской Думы стал
значительнее.
Важно, что депутаты, работающие в Думе на
неосвобожденной основе, на общественных началах, занимаясь еще и своей основной
работой, намного больше времени стали уделять депутатской деятельности. И это
отрадно.
В Думе 28 депутатов-одномандатников, которые глаза в
глаза встречаются со своими избирателями. Во время выборов были даны наказы
избирателей, были даны обещания, которые надо исполнять. А чтобы исполнить
данные обещания, депутаты должны быть активны, должны контролировать работу
исполнительной власти.
Еще об одном важном новшестве: каждую среду в 18.00 у
главы города собираются председатели думских комиссий вместе с руководителями
профильных департаментов городской администрации. На этом совещании
рассматриваются жизненно важные вопросы. Затем председатели комиссий доводят
информацию до коллег-депутатов на заседаниях комиссий, поэтому коммуникации
выстраиваются более быстрые, более живые. Влияние на администрацию депутатами
оказывается более существенное.
Должен подчеркнуть, что никакого соглашательства нет.
Заседания у главы города, начинающиеся в шесть часов вечера, заканчиваются
часов в девять, а участники с заседания выходят с красными лицами, потому что
спорят, доказывают, отстаивают свое мнение. А в спорах рождается истина.
Решения, принимаемые городской администрацией,
подконтрольны Думе, так как они согласованы и выстраданы в совместных спорах и
раздумьях. Конечно, сегодня администрации для наполнения бюджета приходится
принимать и непопулярные решения. И, конечно, перед каждым депутатом стоит
внутренний вопрос – сегодня я поддерживаю непопулярное решение, поскольку оно
направлено на завтрашний день и послужит развитию города, или я буду идти по
пути популизма и политиканства.
Подводя итог, скажу, что год был очень непростой. Но
этот год позволил заложить основу активного развития города на последующие
годы, что очень важно. Цель поставлена – сделать Нижний Новгород комфортным для
проживания и привлекательным для инвестиционного развития. Тогда к нам будут
приезжать активные люди, будет развиваться и бизнес, и инфраструктура, что
пойдет городу и горожан на пользу.
А комфортное проживание в городе – это, в том числе, и
качественная нормативно-правовая база, которую формирует городская Дума. И
ошибки и достижения в управлении городом имеют отсроченный эффект.
В следующем году мы увидим проявления и достижений, и
ошибок, заложенных в этом году. Нам же нужно постараться, чтобы ошибок было
меньше, а достижений больше.
Дмитрий
Бирман, заместитель главы города Нижнего Новгорода