Городская Дума Нижнего Новгорода
Новости городской Думы

06.12.2011Доклад к проекту бюджета Нижнего Новгорода на 2012 год

Доклад к проекту бюджета Нижнего Новгорода  на 2012 год

На публичные слушания 06.12.2011

ДОКЛАД

К ПРОЕКТУ БЮДЖЕТА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

НА 2012 ГОД

Уважаемые нижегородцы!

Позвольте представить Вашему вниманию проект бюджета города на 2012 год.

Формирование бюджета города Нижнего Новгорода на 2012 год велось с учетом изменений федерального и областного законодательства в части распределения полномочий и межбюджетных отношений и основывалось:  

- на Бюджетном послании Президента РФ;

- на Прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2012-2014 годы;

- на подходах и принципах, определенных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (постановление администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2011 № 3436).

В соответствии с действующим законодательством был утвержден среднесрочный финансовый план города Нижнего Новгорода на 2012-2014 годы.

Слайд № 1 (среднесрочный финансовый план)

На слайде представлены основные параметры бюджета города (доходы, расходы, дефицит) на три года вперед в соответствии со среднесрочным финансовым планом, представляемым одновременно с бюджетом.

 Примечание:

Основные параметры среднесрочного финансового плана

города Нижнего Новгорода на  2012-2014 годы

Таблица 1.1

млрд.руб.

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы бюджета города Нижнего Новгорода

18,2

14,5

14,8

15,6

Расходы города Нижнего Новгорода

19,3

15,5

15,9

16,4

Дефицит (-), профицит (+)

-1,1

-1,0

-1,1

-0,8

 Бюджетная политика в области доходов

 При формировании доходной части бюджета города Нижнего Новгорода на 2012 год так же были учтены:

- сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов за предыдущие периоды;

- информация отраслевых департаментов о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.

С 2012 года налоговое законодательство претерпит изменения, которые повлекут значительное снижение налоговых поступлений в бюджет города.

Слайд № 2 (изменение нормативов отчислений)

Так, с 2012 года в бюджет города не будут поступать:

налог на имущество организаций. Ожидаемая сумма потерь – 975,0 млн. руб.;

государственная пошлина за государственную регистрацию автотранспортных транспортных средств. Ожидаемая сумма потерь – 325,0 млн.;

штрафы ГУВД по Нижегородской области за нарушение правил дорожного движения. Ожидаемая сумма потерь – 76,0 млн.

Наибольшие потери бюджета связаны с уменьшением на 7 (с 30% до 23%) процентов отчислений в бюджеты городских округов поступлений от налога на доходы физических лиц.  Ожидаемая  сумма  потерь  доходов бюджета  составит 1 624 млн. руб.

Общая сумма выпадающих доходов от изменения законодательства (по сравнению с исходным планом 2011 года) – 3 млрд. руб.

Слайд № 3 (доходы)

В проекте бюджета города на 2012 год сумма доходов составляет 14,5 млрд. руб., в том числе:

Слайд № 4 (собственные и безвозмездные)

- собственные доходы 10,6 млрд. или 73,3 % (исходный 2011 – 12,0 млрд.);

- безвозмездные поступления 3,9 млрд. или 26,7% (исходный 2011 – 6,2 млрд.).

Слайд № 5 (налоговые, неналоговые)

Собственные доходы составляют:

налоговые поступления в сумме 7,6 млрд. руб. или 71,6 % (исходный 2011 – 9,3 млрд.);

и неналоговые поступления в сумме 3,0 млрд. или 28,4% (исходный 2011 – 2,7 млрд.).

Слайд № 6 (структура налоговых доходов)

В структуре налоговых поступлений основной объем составляют:

налог на доходы физических лиц в сумме 5,3 млрд. руб., или 50,3% от  собственных доходов (исходный 2011 – 6,3 млрд.);

налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме 1,3 млрд. или 11,7% от собственных доходов (исходный 2011 – 1,8 млрд.);

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 873,0 млн. или 8,2% от собственных доходов (исходный 2011 – 798,9 млн.).

Слайд № 7 (структура неналоговых доходов)

В структуре неналоговых поступлений основной объем составляют:

 - доходы от сдачи в аренду муниципального имущества в сумме 901,5 млн. руб., или 8,5 %  от собственных доходов (исходный 2011 – 733,4 млн.);

- доходы от сдачи в аренду земли в сумме 895,5 млн. – 8,4 % от собственных доходов (исходный 2011 – 854,6 млн.);

- доходы от продажи муниципального имущества и земли в сумме 690,0 млн. – 6,5 % от собственных доходов (исходный 2011 – 473,5 млн.);

- прочие доходы от использования муниципального имущества в сумме 224,2 млн. руб. – 2,1 % от собственных доходов (исходный 2011 – 206,8 млн.).

Слайд № 8 (структура МБТ)

Хочу отметить, что в доходной части проекта бюджета доля межбюджетных трансфертов сократилась с 34% в 2011 до 26,7% в 2012 году. Структура безвозмездных поступлений представлена на слайде.

Слайд № 9 (МБТ)

В абсолютных показателях сумма межбюджетных трансфертов в 2012 году на 2,3 млрд. руб. меньше, чем в 2011 и составляет 3,9 млрд. руб.

Бюджетная политика в области расходов.

К наиболее значимым изменениям в расходной части бюджета можно отнести:

- во-первых, изменение принципов финансирования муниципальных учреждений в связи с реализацией федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"). Ранее все муниципальные учреждения финансировались на основе бюджетной сметы. В соответствии с Законом № 83-ФЗ в течение переходного периода (2011 год) все муниципальные учреждения разделились на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Начиная с 2012 года, казенные учреждения будут по-прежнему финансироваться по смете, а бюджетным и автономным учреждениям будут предоставляться субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг и на иные цели, бюджетные инвестиции;

- во-вторых, отсутствие расходов на здравоохранение в связи с их передачей с городского на областной уровень;

- в-третьих, передачу на городской уровень расходов по финансированию Нижегородпассажиравтотранса.

Слайд № 10

Остановлюсь на «новинках» 2012 года.

1. В 2012 году планируется разработка Стратегии развития города Нижнего Новгорода до 2030 года, в соответствии с которой будет разработана долгосрочная бюджетная политика города Нижнего Новгорода.

2. Безусловно, это повышение зарплаты бюджетникам. На эти цели запланировано 262 млн. руб., из них за счет собственных средств – 14 млн. руб., за счет межбюджетных трансфертов – 248 млн. руб.

3. Это участие в федеральной программе по модернизации образовательного процесса (запланированные расходы составляют – 226 млн. руб.). Очевидным является тот факт, что формирование конкурентоспособного сектора реальной экономики на основе высокотехнологичных производств, внедрение инновационных подходов в науке невозможно без развития человеческого капитала. И, конечно же, развитие человека невозможно без качественного обновления системы образования. В рамках программы модернизации образования средства предполагается направить на приобретение оборудования, в том числе учебно-лабораторного, учебно-производственного, закупку новых учебных пособий, пополнение книжных фондов библиотек.

4. Участие в «пилотном» проекте федеральной программы по организации питания учащихся, который стартует в 10 школах Приокского района (финансирование составит 15 млн. руб.).

5. Участие в областной программе «Создание семейных детских садов в Нижегородской области» позволит сделать еще один весомый шаг в решении проблемы обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Семейные детсады обеспечивают гибкость, многомодельность системы дошкольного образования, которая должна отвечать социальным запросам родителей. На содержание семейных детсадов планируется направить 2 млн. руб.

6. В русле планов Правительства Нижегородской области по развитию туризма в области можно отметить актуальность развития проекта "Рождественская сторона". В рамках подготовки области к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году Нижнему Новгороду необходимо подготовиться не только к проведению спортивных мероприятий, но и к реализации широкой туристической программы. На финансирование вновь созданного автономного учреждения "Рождественская сторона" в проекте бюджета на 2012 год предусмотрены средства в сумме 6 млн. руб.

                             ________________________________

Значительное сокращение доходной части бюджета вынудило администрацию города разработать сдержанный вариант расходной части бюджета.

В соответствии с бюджетным законодательством департаментом финансов была разработана Методика планирования бюджетных ассигнований бюджета города Нижнего Новгорода на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Слайд № 11

Расходы на оплату труда  в бюджете 2012 года рассчитаны с учетом повышения зарплаты:

с 01 января 2012 года работникам муниципальных учреждений образования (за исключением педагогического состава, оплата труда которого была повышена на 30% с 01 сентября 2011 года), социальной политики, культуры, физической культуры и спорта, МУ «Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Нижнего Новгорода» на 6,5 %;

с 01 октября 2012 года сотрудникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей повышение зарплаты будет доведено до 20%;

с 01 октября 2012 года сотрудникам прочих муниципальных учреждений на 6,5%;

с 01 октября 2012 года сотрудникам, замещающим муниципальные должности, техническому и хозяйственному персоналу на 6,5 %;

а также с учетом уменьшения размеров страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34,2% до 30,2% .

Слайд № 12

Расходы на оплату коммунальных услуг рассчитаны в пределах лимитов, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, и прогнозного роста тарифов :

на тепловую энергию на 110%;

на электрическую энергию, реализуемую бюджетным потребителям на 113%;

на природный газ на 115%;

на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод на 113,3%.

Слайд № 13

Расходы на питание в учреждениях бюджетной сферы рассчитаны исходя из утвержденной нормы расхода на 1 день по бюджету на 2011 год и планируемого числа дето-дней на 2012 год.

Текущие расходы, капитальные расходы (капитальный ремонт, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования), расходы на реализацию действующих муниципальных целевых программ рассчитаны в соответствии с общей методикой планирования бюджетных ассигнований на 2012 год.

В бюджете Нижнего Новгорода на 2012 год учтены расходы за счет межбюджетных трансфертов на исполнение переданных муниципалитету отдельных государственных полномочий.

Слайд № 14 (сумма расходов)

В проекте бюджета на 2012 год общая сумма расходов составляет 15,5 млрд. руб.

Слайд № 15 (структура)

На следующем слайде Вы можете видеть общую структуру расходов и процентное соотношение отраслей в общем объеме расходов бюджета.

Наибольший удельный вес занимают:

Млрд. руб.

Раздел

Наименование раздела

Бюджет города

 на 2011 год

Удельный вес в общей сумме расходов (%)

Бюджет города

на 2012 год

Удельный вес в общей сумме расходов (%)

0700

Образование

8,0

41,7

8,7

55,9

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

3,8

19,5

2,8

18,3

0400

Национальная экономика

3,4

17,7

1,5

9,7

1000

Социальная политика

0,4

2,0

0,4

2,6

0800

Культура и кинематография

0,4

1,9

0,4

2,5

0900

Здравоохранение

1,8

9,5

0,0

 

 

Прочие

1,5

7,7

1,7

11,0

 

Всего

19,3

100,0

15,5

100,0

 

Представленный бюджет имеет социальную направленность.

На образование, культуру, спорт, молодежную и социальную политику приходится 9,5 млрд. руб. или 61,3% от общей суммы расходов.

Социальная сфера

Остановлюсь на традиционных расходах на социальную сферу: данные расходы запланированы в соответствии с общей методикой планирования бюджета.

Всего на образование планируется направить 8,7 млрд. руб., в т. ч. за счет средств города – 5,1 млрд. руб., за счет межбюджетных трансфертов – 3,6 млрд. руб.

По отрасли «Образование» запланированы расходы на содержание 19 казенных учреждений. Это 2 вечерних (сменных) общеобразовательных школы при исправительных колониях, 15 коррекционных учреждений, 1 санаторно-лесная школа, 1 школа-интернат № 5.

Субсидии на выполнение муниципальных заданий будут предоставлены:

1. Автономным учреждениям (14 учреждений). Это 7 дошкольных учреждений, 6 общеобразовательных школ, 1 межшкольный учебный комбинат;

2. Бюджетным учреждениям (558 учреждений). Это дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, вечерние (сменные) школы, общеобразовательные школы-интернаты, детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, детские юношеские спортивные школы, детские юношеские центры, дворец спорта «Заречье», детские оздоровительные лагеря, учреждения по внешкольной работе с детьми, прочие учреждения образования.

На финансирование дошкольного образования в 2012 году запланированы расходы в сумме 2,9 млрд. руб. (из них 187,0 млн. руб. – за счет средств областного бюджета), в том числе на строительство объектов дошкольного образования Нижнего Новгорода предусмотрены расходы в сумме 52,6 млн. руб.

На общее образование в 2012 год планируется потратить 5,1 млрд. руб., из них на строительство школ – 59,3млн. руб.

На переподготовку и повышение квалификации кадров запланированы расходы в сумме 0,5 млн. руб.

На молодежную политику и оздоровление детей на 2012 год запланированы расходы в сумме 175 млн. руб., из них:

- 38,5 млн. руб. – субсидии детским оздоровительным лагерям «Лесной», «Александровка», «Чайка», «Звездочка»;

- 11,4 млн. руб. – на мероприятия по оздоровлению детей.

По прежнему большое внимание в бюджете на 2012 год будет уделяться финансированию физической культуры и спорта:

- на ввод и эксплуатацию ФОКа при школе № 186 запланированы расходы в сумме 19 млн. руб.,

- на финансирование расходов на проведение различных спортивных мероприятий, развитие детско-юношеского спорта, проведение соревнований предусмотрены расходы в сумме 9,3млн. руб.

На отрасль "Культура" на 2012 год расходы запланированы в сумме 384,9 млн. руб., в т. ч. субсидии досуговым центрам "Надежда", "Искра", "Молодежный", "Смена", "Зарница", "Буревестник", "Орленок", Нижегородскому планетарию, а также Нижегородскому театру "Комедии", театру музыкально-пластической драмы "Преображение", Нижегородскому камерному театру оперы и музыкальной комедии им. В. Степанова, ансамблю народной песни "Любава", Камерному хору "Нижний Новгород", ансамблю солистов "София".

Одной из социально-значимых проблем нашего времени является проблема роста злоупотребления наркотиками и особенно среди молодежи. Употребление наркотиков – это угроза будущему, угроза самой жизни. В бюджете города на 2012 год в рамках целевой программы "Нижний – без наркотиков" на реализацию мер по противодействию наркоугрозе планируется выделить 1,6 млн. руб.

Кроме того, в бюджете 2012 года, как и прежде, запланированы расходы на компенсацию расходов на питание воспитателям детских садов с целью привлечения молодых кадров в дошкольные учреждения города, а также на оказание адресной социальной помощи отдельным категориям горожан в рамках исполнения публичных нормативных обязательств (в сумме 88,9 млн. руб.).

Перечень публичных нормативных обязательств Вы можете увидеть на слайде.

Запланированы расходы на выплату пособий:

- многодетным семьям, имеющим 5 и более детей (0,9 млн. руб.);

- неработающим матерям (отцам), из малообеспеченных семей, осуществляющим уход за детьми-инвалидами (1,6 млн. руб.);

- первоклассникам общеобразовательных учреждений города Нижнего Новгорода из малообеспеченных семей (2,9 млн. руб.);

- на детей многодетных и одиноких матерей (отцов) из малообеспеченных семей  (15,2 млн. руб.);

- студенческим семьям, обучающимся на дневных отделениях высших и средних профессиональных образовательных учреждений, при рождении первого ребенка (0,2 млн. руб.);

- на каждого ребенка при рождении одновременно двух и более детей (0,8 млн. руб.).

На предоставление льготных кредитов, социальных выплат на строительство и приобретение жилья, оплату части кредитной ставки по ипотечным кредитам в бюджете города на 2012 год запланировано 60,3 млн. руб.

Также запланированы расходы на выплаты Почетным гражданам города Нижнего Новгород и выплату дополнительной пенсии работникам бюджетной сферы города Нижнего Новгорода (32 млн. руб.).

Раздел Жилищно-коммунальной хозяйство

Второе место по объему расходов в бюджете занимает жилищно-коммунальное хозяйство – 18,3 % от общей суммы расходов или 2,8 млрд. рублей.

Жилищное хозяйство

На финансирование расходов, связанных с жилищным хозяйством запланированы расходы в сумме 464 млн. руб.

В 2012 году впервые запланированы расходы на возмещение затрат застройщиков по оплате части процентной ставки по кредитам, полученным ими для строительства на площадках ветхого и (или) аварийного фонда в сумме 20,0 млн. руб.

Коммунальное хозяйство

На капитальный ремонт объектов коммунального хозяйства, аварийный ремонт тепло-, водо-, и электроснабжения в бюджете 2012 года запланировано 144,1 млн. руб.

Благоустройство

Расходы на благоустройство в 2012 году составят 2,1 млрд. руб. За счет этих средств будут финансироваться расходы:

на содержание дорог и дворовых территорий (в сумме 1,5 млрд. руб.);

на уличное освещение (в сумме 313 млн. руб.),

на озеленение (в сумме 148,5 млн. руб.)

на содержание объектов инженерной защиты города (в сумме 206 млн. руб.)

на содержание и благоустройство кладбищ (в сумме 9,8 млн. руб.).

Городской транспорт

С 2012 года за счет средств бюджета города будет финансироваться не только электро-, но и автотранспорт.

Расходы будут осуществляться в виде покрытия убытков предприятий пассажирского транспорта. На эти цели предусмотрено 840,2 млн. руб.

В целях обеспечения социальной поддержки отдельных категорий граждан продолжится реализация льготных месячных проездных билетов и единых социальных проездных билетов (ЕСПБ).

Также в бюджете 2012 года запланированы расходы в сумме 163,0 млн. руб. на приобретение подвижного состава для станции "Горьковская". Пуск первого поезда из нижней части города в верхнюю намечен на ноябрь будущего года. Ввод в эксплуатацию станции "Горьковская" открывает колоссальные перспективы дальнейшего развития метро в Нижнем Новгороде. Время в пути от станции метро "Московская" до станции метро "Горьковская" составит всего 12 минут.

На конец 2012 года запланировано также окончание работ по строительству эстакады на левом берегу Оки. Строительство эстакады позволит автомобилистам напрямую проехать с метромоста на Московское шоссе, минуя ул. Гордеевскую.

В связи завершением строительства станции метро "Горьковская" планируется разработка новой схемы движения транспорта.

Капитальное строительство

На капитальное строительство в бюджете 2012 года предусмотрены расходы на уровне исходного плана 2011 года в сумме 514,6 млн. руб. На слайде представлены основные направления расходования средств.

Обслуживание государственного и муниципального долга

Структура муниципального долга

По прогнозам муниципальный долг Нижнего Новгорода на 01.01.2013 года может составить 3 млрд. руб.

Обслуживание муниципального  долга

В проекте бюджета запланированы расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 250,0 млн. руб.

ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В 2012 ГОДУ

 

Запланированный размер дефицита составит 1 млрд. 39 млн. руб. (или 9,77% от собственных доходов).

Напомню, что размер дефицита бюджета муниципалитета, установленный Бюджетным кодексом РФ, не должен превышать 10% от объема собственных доходов.

Дефицит предполагается покрывать за счет банковских кредитов.

При формировании бюджета на 2012 год соблюдены все требования Бюджетного кодекса РФ в части планируемого дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема муниципальных заимствований.

 В заключение хочу отметить, что бюджет города на 2012 год готовился в условиях значительных изменений налогового и бюджетного законодательства и перераспределения расходных полномочий между городом и областью, что повлекло сокращение доходной части бюджета города и серьёзное изменение структуры расходов бюджета города.

Несмотря на это, основная цель – разработка реалистичного бюджета – была достигнута.

При жестком соблюдении всех требований бюджетного и налогового законодательства сформирован сбалансированный бюджет, призванный обеспечить жизнедеятельность города и исполнение социальных расходных обязательств.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



 


Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц