RSSОфициальный видеоканал городской Думы на YouTubeУправление по связям с общественностью и СМИ Городской Думы Нижнего Новгорода в Facebook
Видеокомментарии

11.04.2012Выступление председателя постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике М.С.Фельдмана на публичных слушаниях по исполнению бюджета 2011 года

 
Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте подвести итоги исполнения бюджета за 2011 год.

Проект постановления «Об исполнения бюджета города Н. Новгорода за 2011 год» в соответствии со статьей 95 «Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе» внесен главой администрации города в городскую Думу  в сроки и со следующим пакетом документов: проект решения городской Думы об исполнении бюджета; отчет о бюджетных кредитах (ссудах), предоставленных за счет средств бюджета города; отчет о расходовании средств резервного фонда; пояснительная записка; отчет о предоставленных администрацией города муниципальных гарантиях; о внутренних заимствованиях администрации города; о состоянии муниципального долга; об исполнении источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города Нижнего Новгорода; о доходах, полученных от использования муниципальной собственности; перечень муниципальной собственности города, отчужденной в отчетном финансовом году.

Отчет об исполнении бюджета города Н.Новгорода за 2011 год составлен в полном соответствии с бюджетным законодательством РФ.

С целью проверки достоверности показателей представленной бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Н. Новгорода контрольно-счетной палатой городской Думы были проведена внешняя проверка. В ходе настоящей проверки использовались результаты проверок отчетности главных распорядителей бюджетных средств и результаты проверок использования средств городского бюджета на финансирование деятельности муниципальных учреждений и оплату муниципальных нужд.

Основные параметры первоначально принятого бюджета на 2011 год постановлением городской Думы от 15.12.2010 года № 91 следующие:

общий объём доходов бюджета  – 18,2 млрд. руб.; 

общий объём расходов бюджета  – 19,2 млрд. руб.;

плановый размер дефицита бюджета  –1,0 млрд. руб.

В течение года в бюджет городской Думой 9 раз вносились изменения.

Уточненные параметры бюджета на конец года:

общий объём доходов бюджета – 28,1 млрд. руб.; 

общий объём расходов бюджета – 29,6 млрд. руб.;

плановый размер дефицита бюджета 1,5 млрд. руб.

Фактическое исполнение городского бюджета за 2011 год характеризуется следующими параметрами:

доходы в сумме – 24,8 млрд. руб.; 

расходы в сумме – 25,7  млрд. руб.;

дефицит бюджета0,9 млрд.

 Бюджет города в 2011 году исполнен по доходам на 88,2 % к уточненному плану, в том числе по собственным доходам исполнение составило 98,9 % в сумме 13,4 млрд. руб., по безвозмездным поступлениям – 78,3 %  в сумме 11,4 млрд. руб., по расходам на 86,8% к уточненному плану.

Низкий процент исполнения по безвозмездным поступлениям связан с тем, что город не получил в полном объеме субсидию из областного бюджета на строительство объектов метростроения, при плане 8,9 млрд. руб. было получено 6,0 млрд. руб. (недофинансирование из бюджета Нижегородской области составило 2,9 млрд. руб.).

Если проанализировать исполнение бюджета за 3 года 2009-2011 годы, то можно сделать следующие выводы:

Доходная часть бюджета в 2011 году составила 24,8 млрд. руб., что на 5,5 млрд. руб. больше, чем в 2009 году и на 5,1 млрд. руб. больше, чем в 2010.

В период с 2009 по 2011 год доля налоговых доходов снизилась с 40,4% до 38,7%, доля неналоговых доходов выросла с 14,0 % в 2009 до 14,9 % в 2011, а доля безвозмездных поступлений колебалась от 45,1 % в 2009 до 40,6 % в 2010 и 46,0 % в 2011.

Рассмотрим основные факторы, повлиявшие на данную динамику.

Основным налоговым источником доходной части бюджета, как и в прошлые годы, был налог на доходы физических лиц. В 2011 году исполнение по данному налогу составило 6,2 млрд. руб., что на 0,6 млрд. руб., больше чем в 2010 и на 0,9 млрд. руб. больше, чем в 2009.

Исполнение по остальным налоговым доходам также выросло как к уровню 2010, так и к уровню 2009 года.

Например:

- поступление земельного налога  в 2011 году составило 142,2 % по сравнению с 2009 годом и 127,5 % к уровню 2010 года;

- поступление налога на имущество организаций составило 124,2 % по сравнению с 2009 годом и 115,3 % к уровню 2010 года;

- поступление единого налога на вмененный доход (ЕНВД) составило            112,3 % по сравнению с 2009 годом и 106,1 % к уровню 2010 года.

Исполнение неналоговых доходов за 2011 год к уровню 2010 выросло на 123,5 %.

Так, доходы от использования муниципального имущества (аренды земельных участков и муниципального имущества) составили 2,1 млрд. руб., что на 374,0 млн.руб. больше чем в 2009  и на 510,0 млн. руб., больше чем в 2010.

Доходы от продажи муниципального имущества составили 916,3 млн. руб., что на 515,5 млн. больше, чем в 2009 и на 330,3 млн. руб. больше, чем в 2010.

В доходах бюджета 2011 года 46,0% составили межбюджетные трансферты. В первоначально принятом бюджете запланированная сумма межбюджетных трансфертов была лишь 6,2 млрд. руб. В течение года дополнительно были получены и освоены еще 8,3 млрд. руб. Использование этих средств, в основном, носило капитальный характер. Они были направлены на ремонты дорог и дворовых территорий, на объекты метростроения, жилого фонда города, на приобретение жилья для ветеранов и инвалидов. Часть средств была направлена на повышение заработной платы бюджетникам.

В целом, за 2011 год безвозмездных поступлений от вышестоящих бюджетов получено  11,4 млрд. руб., что на 2,7 млрд. руб. больше чем в 2009 году, и на 3,4 млрд. руб. больше чем в 2010.

Расходная часть бюджета в 2011 году составила 25,7 млрд. руб., что на 5,4 млрд. руб. больше, чем в 2009 году и на 4,7 млрд. руб. больше чем в 2010.

Бюджет на 2011 год имел реалистичные параметры и предусматривал выполнение всех социальных обязательств города.

Анализ структуры расходов бюджета 2009, 2010 и 2011 годов позволяет сделать вывод, что расходы на социальную сферу продолжают расти из года в год. Причем увеличение расходов происходит как за счет межбюджетных трансфертов, так и за счет собственных доходов. С 2009 года финансирование социальной сферы увеличилось на 2,3 млрд. руб. Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 2011 году – один из факторов, влияющих на повышение уровня жизни нижегородцев. Дальнейшее расширение и развитие сети дошкольных учреждений (в т.ч. семейных детских домов) – важнейшая задача, которая поэтапно решается администрацией города.

Расходы на ЖКХ в 2011 году составили 5,2 млрд. руб., что на 60,8 млн. руб. меньше чем в 2010. Причем хотелось бы отметить, что суммы, выделенные на благоустройство и коммунальное хозяйство, вполне сопоставимы  с показателями 2010 года, основное снижение произошло в сфере финансирования жилищного хозяйства. Главная причина - это снижение суммы поступлений из Фонда содействия развитию ЖКХ.  Так в 2010 году поступило 253,2 млн. руб. против 99,2 млн. руб. в 2011 году.

Значительно увеличились расходы на транспорт, дорожное хозяйство, в 2011 году они составили 7,4 млрд. руб., что на 3,9 млрд. руб. больше чем в 2010. По данной отрасли основной объект, финансируемый совместно с вышестоящими бюджетами, – это метро. Так в 2010 году на строительство объектов метрополитена было потрачено 2,7 млрд. руб., в 2011 году на строительство метрополитена, метромоста и автодорожных подходов  к нему потрачено 6,7 млрд. руб.

Фактический дефицит в 2011 году не превысил разрешенного размера.

Кредиторская задолженность бюджета за год снизилась в 25 раз и составила на 01.01.2012 всего 14 млн. руб.

Следует отметить, что реформирование бюджетной сети, начатое городом в 2011 году в рамках реализации федерального закона № 83-ФЗ, должно повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений города.

Уважаемые коллеги, по результатам обсуждения на публичных слушаниях отчета об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода за 2011 год предлагаю рекомендовать его к рассмотрению городской Думой.