Городская Дума Нижнего Новгорода
Председатель городской Думы

26.09.2014«Власть должна показывать реальный результат работы»

Олег Сорокин: «Мы движемся в правильном направлении!»

 

Городская Дума после летнего перерыва приступила к работе, уже прошло первое заседание. О планах на новый политический сезон и итогах работы за четыре года мы говорили с главой города Олегом Валентиновичем Сорокиным.

- Что в политическом плане изменилось в Нижнем за последние годы?

- Главное, что мы приобрели за прошедшие четыре года – это политическая стабильность, впервые за долгое время у нас губернатор и глава города, депутаты городской Думы и Законодательного собрания работают консолидировано. К сожалению, каждый вновь избранный руководитель считает своим долгом полностью перечеркнуть всё, что делал его предшественник и развернуть паровоз в прямо противоположном направлении. Для такого города, как Нижний Новгород, это сродни пожару и потопу одновременно, потому что работа власти должна быть преемственной, это позволяет наращивать результат.

В чём был недостаток прежней системы управления? В том, что мэр политически оторван от местного самоуправления, которое имеет принцип весов между депутатским корпусом и администрацией города. Единственным аргументом для принятия каких-то решений, пусть даже непопулярных, в такой системе был всегда один и тот же – меня выбрали жители. Работа главы города была практически бесконтрольной и для депутатов, и для избирателей, а степень бесконтрольности в распоряжении городским имуществом была просто безгранична. Хочу – подарю кому-то ДУКи, хочу – отдам кому-то рынок, без конкурсов, без аукционов, без всего. Сегодня это в принципе невозможно. Если проанализировать количество аукционов, которые мы провели за четыре года, все имущественные сделки носят абсолютно прозрачный характер. Все аукционы по продаже важных городских объектов мы проводим открыто, ни одного скандала, что кого-то не допустили до конкурса, сняли или запугали, не было. Процедура настолько прозрачна и отлажена, что максимум, что могут сделать – подать заявку на аукцион, не принять в нём участие, а потом написать жалобу. Я за этим очень внимательно слежу – от реальных участников аукционов за четыре года претензий и жалоб мы не получали. Сегодня в этой части мы навели порядок. При этом, в действующей системе, в случае совершения каких-то неблаговидных поступков, четко прописан механизм отстранения главы города от должности. Я считаю, что вместе с возвращением прямых выборов глав местного самоуправления должны быть внесены изменения в федеральное законодательство, должна быть четко прописана процедура отстранения главы города от власти в случае совершения им недостойных поступков.

В политике всегда велик соблазн подменить конкретные программы развития какими-то популистскими действиями, которые создают эффект видимости, а не решают конкретные социальные задачи. Я сторонник модели, когда ты декларируешь основные направления развития города, согласовываешь их с жителями, с депутатами городской Думы и Законодательного собрания, с губернатором, после чего начинаешь последовательно претворять эту программу в жизнь. Мы пошли именно по такому пути, решая проблему очередности в детские дошкольные учреждения, строя ФОКи, мы объявили эти программы приоритетами, и несмотря на трудности с финансированием, мы эти программы не бросаем. Одна из главных задач депутатского корпуса - обеспечить преемственность власти, чтобы программы, которые начинались при одном руководителе, не заканчивались сразу же с приходом нового.

Важно также, чтобы у нас не было, как в известной басне Ивана Крылова «Лебедь, Рак и Щука», когда депутаты, губернатор и мэр являются разнонаправленными векторами в работе, что никогда ни к чему хорошему не приводило. Сегодня, принимая решение о строительстве стадиона, реконструкции аэропорта, строительстве метро и других крупных объектов, с самого начала на уровне областного правительства четко распределяются обязанности:  кто что делает, кто за что отвечает, кто в общую копилку конечного результата должен внести какой ресурс. Это очень сильно помогает и облегчает работу.

Ещё раз повторюсь – я за то, чтобы власть давала конкретный результат, и для такого города, как Нижний Новгород, должно быть ощутимо решение конкретных проблем. Также должна быть ответственность политика за мирную политическую ситуацию, чего у нас не было очень давно.

- В октябре будет четыре года, как вы стали главой города. Как вы сами оцениваете эти годы работы на посту мэра?

- Я твёрдо убеждён, что каждый политический период должен приносить какой-то понятный для избирателей результат – в масштабах страны, области, города. В Нижнем Новгороде программа ликвидации очередности в детские дошкольные учреждения начала реализовываться еще до «майских» (2012 года) указов Президента. Также и программа волнового расселения ветхого жилья у нас была разработана еще до того, как эта задача была поставлена в повестку дня на федеральном уровне. Это позволило нам гораздо быстрее и на выгодных для города условиях реализовать эти программы при поддержке правительства области и федерального центра.

Эффект этой работы сегодня уже очевиден. В ближайшее время 500 семей из «гнилушек» переедут в новые дома на улице Маршала Казакова. Кроме этого, до конца года будут построены еще 2 дома по программе волнового переселения: в Кузнечихе и на улице Родионова. Таким образом, новые квартиры в этом году получат около 800 жителей аварийного и ветхого фонда, а следующий этап – строительство семи домов в районе Анкудиновского шоссе. Первый камень заложим в конце года.

За последние два года в городе построено семь детских садов, а на 2014-2015 годы планируется строительство еще пяти детских дошкольных учреждений. Уже к январю 2015 году мы планируем обеспечить местами всех детей старше трех лет. На примере детских садов также хорошо видны результаты работы по увеличению зарплаты. Впервые за много лет в детские сады стали приходить молодые специалисты, что связано со значительным увеличением, практически в два раза, зарплаты воспитателям – с 13 тыс. рублей в 2012 году, до 25 тыс. рублей в 2013.  При этом в Нижнем Новгороде очень низкий уровень безработицы – всего 0,38 процента.

Следующее направление – строительство ФОКов. Здесь нам с самого начала было понятно, что решать проблему доступности спортивных объектов надо кардинально – нельзя заставлять человека ехать заниматься спортом из Автозаводского района в Сормовский или в Нижегородский, он должен иметь эту возможность рядом с домом, со школой, с работой, а лучше везде одновременно. Поэтому было принято решение строить такие комплексы в каждом районе. Пока по одному, но в перспективе задача – по два таких объекта в каждом районе Нижнего Новгорода. Причем, начали мы реализацию этой программы с заречной части города, так что уже стали получать настойчивые просьбы жителей верхней части. Сейчас восстанавливаем справедливость – строятся ФОКи в Приокском и Нижегородском районах, определена площадка в Советском.

Мы берем в приоритет задачи общегородского значения. И благодаря тому, что депутаты городской Думы от всех районов города выбирают и главу города, и главу администрации, у нас ни один район города не обделен в развитии. Мы ФОКи строим во всех районах, мы детские сады строим во всех районах. С этой точки зрения существующая система тоже более сбалансирована.

- В реформе местного самоуправления обсуждается система выборов,  в том числе вариант возвращения райсоветов. Получается, что эти депутаты были бы ещё ближе к народу, чем нынешние одномандатники?

- На мой взгляд, такая система породит только политический хаос. Вы представьте, сидит избиратель у себя на лавочке или на диване, и не понимает, к какому депутату ему идти – к депутату райсовета, к депутату городской Думы. Местный депутат должен быть один, если их два, это превратиться в мини-футбольный турнир – каждый будет пинать проблему от одного к другому и перекладывать ответственность. В этой части моё глубокое убеждение, что избиратель от этого точно не выиграет.

Кроме того, чтобы депутат был действительно эффективен, у него должны быть какие-то полномочия. А какие полномочия будут у депутатов райсовета, где ни бюджетов, ничего вообще нет, на что он сможет влиять? На сегодняшнем этапе понимания у депутатского корпуса, как такая система будет работать, нет. Мы советовались с депутатами, которые имеют большой опыт работы в местном самоуправлении, входили в Горсовет, где было больше двухсот народных избранников. Люди вспоминают это с ужасом: заседания проводили по три дня, не приняв ни одного решения. Поэтому делать на политическом ландшафте Нижнего Новгорода такую большую «говорильню», которая не даст никаких результатов, наверное, не очень правильно.

- Олег Валентинович, системы избрания депутатов, глав меняются. Не получится ли так, что из-за этого жители вообще перестанут ходить на выборы?

- Сегодня, к сожалению, отношение к избирательному процессу у людей достаточно скептическое – без меня там определятся, без меня выберут. Но то, что выберут без вас, оно вам надо? Эта гражданская пассивность порождает определённые проблемы и во власти. Когда власть понимает, что её не очень выбирают, она чаще ошибается в своих решениях. Самодисциплинирующая функция избирателя по отношению к власти должна быть более активной. При этом не будем забывать, что когда явка 70-80 процентов, манипулировать результатами выборов практически невозможно. Любые манипуляции, если такие существуют, могут происходить только при очень низкой явке. Когда сто голосов сюда, сто голосов туда могут что-то решить, когда привезли три автобуса на участок – и вот вам победа. Когда приходят тысячи и тысячи избирателей, три автобуса ничего не значат, а триста автобусов все заметят. Сегодня это очень важный момент – участие в выборах.

- Состоявшиеся выборы губернатора как раз показали высокую явку избирателей. Как вы оцениваете столь высокие, по сравнению с прошлыми годами, цифры?

- Явка неплохая, но, по моему мнению, на выборах губернатора она должна быть минимум 65-70 процентов. Власть не может заставить всех прийти на избирательные участки, это выбор каждого отдельного гражданина. Для такой ответственной должности, как высшее лицо Нижегородской области, принципиально важна поддержка своего избирателя, это позволяет принимать серьёзные ответственные решения с большей уверенностью в том, что ты делаешь это правильно. Когда ты чувствуешь, что за тобой стоит избиратель, и он тебе доверяет, ты иногда готов на более твёрдые шаги. Это благо и для города, и для области. Я считаю, что сегодня губернатор Валерий Шанцев получил абсолютно легитимный мандат доверия.

- Что вы можете в целом сказать о прошедшей предвыборной кампании?

- Я очень доволен, так как таких спокойных и чистых выборов мы давно не наблюдали. Это связано отчасти с тем, что политики стали более трезвомыслящие,  разумные и уважительные к своему избирателю, идёт эволюция не только гражданского общества, но и отдельно взятых индивидуумов, которые работают на политическом поле. Выборы прошли в чистой обстановке, мы не видели каких-то грязных технологий, которые практически не влияют на выбор людей, но оскорбляют избирателя, воспитывают отторжение у жителей от участия в выборах.

Может быть, на выборах губернатора не хватало интриги. Но, к сожалению, если не выросли сильные политики в области, которые способны были убедить электорат в своей правоте, что ж теперь делать? Я, например, ожидал, что кто-то из тяжеловесов или известных персон федерального масштаба вдруг заявится на выборы, и добавится какая-то интрига. Но, видимо, потенциальные кандидаты решили поберечь свои силы. Приятно, что выборы становятся похожи на выборы, а не на шоу или цирк шапито.

Андрей ВОВК

Опубликовано на сайте газеты «Патриоты Нижнего»

http://pn52.ru/?id=706

Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц